Все на продажу
1992
1992–2013 годы

Начало девяностых годов XX века — сложный период для России. Распад СССР, образование Российской Федерации и Содружества Независимых Государств, внутриполитическое противостояние и системный кризис. Вся страна — грандиозная «толкучка», а Выставка, как всегда, гипертрофированное отражение эпохи.

В 1988 году ВДНХ была переведена на хозрасчет, а затем и вовсе лишилась государственного финансирования. Предстояло выживать самостоятельно, искать новые источники финансовой поддержки.

Вот тогда руководством и было принято решение о сдаче павильонов и других полезных площадей в аренду. Диктат некоторых арендаторов подчас напоминал варварское истребление: получив в аренду павильоны с живыми экспозициями, они тут же освобождали от них полученную «полезную» площадь, превращая их в точки продажи ширпотреба и даже склады. Под уничтожение попали экспозиции павильона «Центральный», «Культура» (бывшего «Узбекская ССР»), другие выставочные экспозиции. Даже ресторан «Золотой колос», который когда-то легко готовил в день по 17 000 порций разнообразных блюд, и тот попал под раздачу — в нем было организовано складское помещение.

Новую эпоху, которую в народе затем окрестили «эпохой Всероссийской шашлычной», Выставке предстояло пережить сразу после ее очередного переименования.

3 августа 1991 года Президиум Кабинета министров СССР принял решение преобразовать ВДНХ СССР в акционерное общество «Межреспубликанский деловой выставочный центр». Решение поддержали руководители всех суверенных республик Союза.

Со стороны ВДНХ на имя Президента РСФСР Б.Н. Ельцина поступило встречное предложение: принять Выставку в ведение Совета министров РСФСР и преобразоваться в акционерное общество «Российский деловой выставочный центр».

Почему именно российский? Дело в том, что в отличие от других союзных суверенных республик, РСФСР не имела на тот момент своей выставки. «Данное предложение исходит исключительно из нашего стремления создать необходимые условия для эффективного функционирования научных, хозяйственных и культурных связей между предприятиями и организациями, республиками, краями и областями РСФСР в рамках единого экономического пространства, сохранить целостность занимаемой территории как национального достояния России», — было сказано в документе.

Указом №663 от 23 июня 1992 года, подписанным Президентом РФ Б.Н. Ельциным, Выставка достижений народного хозяйства была преобразована в открытое акционерное общество «ГАО ВВЦ». Выставочный комплекс «Строительство», некогда относящийся к ВДНХ и расположенный на Фрунзенской набережной, тоже получил новое название и новый статус. Он был превращен в Российский научно-информационный выставочный центр по архитектуре и строительству «Росстройэкспо». И, судя по названию, потерял статус филиала ВДНХ.

К 1994 году в павильонах ВВЦ были закрыты практически все экспозиции, за исключением разве что павильонов отраслей животноводства. Да и те к первой половине 2000-х были ликвидированы. Нетронутым местом на ВВЦ остался тогда лишь парк аттракционов, где можно было хоть как-то провести свой досуг. Остальные места Выставки превратились в вещевой рынок и дымные шашлычные.

Несмотря на варварское использование павильонов и прекращение полноценной выставочной работы, ВВЦ удалось сохранить большую часть своего уникального архитектурного комплекса.

Как это ни странно, отчасти этому способствовал пожар, случившийся весной 1993 года в павильоне «Профтехобразование» (на площади Дружбы Народов). Сразу после пожара на государственную охрану были поставлены 49 павильонов и сооружений, каскад искусственных прудов со всей прилегающей территорией, Мичуринский сад, Дубовая роща (Шереметьевская дубрава), Каштановая роща и даже цветочные партеры. А в 1994 году был составлен дополнительный список из 35 отдельных зданий, также рекомендуемых к постановке на государственную охрану.

Впрочем, некоторые павильоны сохранить так и не удалось. В связи с тем, что здания использовались как магазины и склады, в 2005 году пожар уничтожил павильон «Охота и звероводство» (памятник архитектуры), а в 2011 году сгорел и павильон с уникальными росписями В.А. Фаворского «Ветеринария»…

Мы не будем долго рассказывать о поистине катастрофическом периоде, выпавшем на долю уникального выставочного комплекса. Приведем лишь фрагменты статей центральных газет и писем высокопоставленных государственных лиц. Они очень точно характеризуют события, в эпицентре которых оказалась Главная выставка страны.

6 сентября 1991 года. Президент РСФСР Б.Н. Ельцин — Главе Правительства РСФСР И.С. Силаеву

«...Нельзя допустить, чтобы существующий комплекс был развален. Другое дело — надо решить форму и содержание его дальнейшей работы. Прошу оперативно внести предложения».

Газета «Правда», 1993 год

«...Выставка достижений народного хозяйства СССР, а по-нынешнему — Всероссийский выставочный центр. Чем не лакомый кусочек? Причем довольно солидный и весьма калорийный! Естественно, у многих хватких на добычу граждан даже глаза вожделенно поблескивали, глядя на это бесценное чудо национальной архитектуры и культуры. Да, не каждому дано в кратчайший срок все это государственное добро оприходовать в своих интересах. Кишка тонка! Тут нужен особый организационно-пробивной опыт!»

8 мая 1994 года. Из стенограммы выступления первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Б. Чубайса

«…Дирекция АО «Всероссийский выставочный центр» не смогла выработать современную концепцию использования и развития выставочного комплекса, руководствуется устаревшими принципами хозяйствования, основанными на извлечении прибыли не от активной выставочной деятельности, а от сдачи в аренду помещений с использованием выставочных площадей не по прямому их назначению. Как следствие, такая практика приводит к угрозе постепенной деградации выставочного комплекса и потере бывшей ВДНХ СССР как уникального объекта, являющегося народным достоянием».

Газета «Вечерний клуб», 1994 год

«Сохранились лишь шестнадцать ядреных дивчин разных национальностей фонтана «Дружба народов», которые, взявшись за руки и образовав кольцо, насмерть держат оборону уже непонятно чего. Да бронзовый Владимир Ильич стоит у Центрального павильона, зажав в кулаке свернутую в трубочку газету «Правда», похожую на милицейскую дубинку: «Ужо я вам, мелкобуржуазные торгаши!» Этих самых «торгашей» впустили сюда в то время, когда Выставка в связи с прекращением госассигнований начала помирать. ВВЦ по-прежнему остается витриной нашей жизни. Только если раньше эта витрина по законам соцреализма заметно приукрашивала действительность, демонстрируя зачастую мифические достижения страны рабочих и колхозников, то теперь в зеркалах торговых павильонов ВВЦ отражается сегодняшний день — как он есть. Другая жизнь других людей».

12 апреля 1995 года. Мэр Москвы Ю.М. Лужков — Председателю Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдину

«...Практически потерян крупнейший национальный выставочный комплекс как национальное достояние России и любимейшее место отдыха москвичей. Всероссийский выставочный центр сегодня — это примитивный базар с неухоженной и загрязненной территорией и высокой степенью криминогенности. Правительство Москвы считает, что этот комплекс должен эффективно функционировать в интересах реформируемой российской экономики, приносить практическую пользу для столичной промышленности, науки и культуры».

10 июля 1995 года. Начальник службы безопасности Президента Российской Федерации А.В. Коржаков — первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А.Б. Чубайсу

«...наибольшую прибыль для государства ВВЦ может и должен приносить как именно выставочный центр международного уровня, аналогов которому нет ни в России, ни в странах ближнего зарубежья. Государство рискует получить в лице ВВЦ экономического банкрота и поделенную криминальными структурами лакомую московскую территорию».

«Российская газета». 1996 год

«…Наше время не прошло мимо такого лакомого куска, обладающего уникальными возможностями. Когда прекратилось финансирование ВВЦ, администрация Выставки пошла, видимо, по единственно возможному в то время пути. Для того чтобы сохранить выставочный комплекс, чтобы его со всем содержимым просто-напросто не растащили, администрация стала сдавать помещения коммерсантам в аренду. Сейчас там полторы тысячи торговых павильонов и всяческих палаток, в которых по большей части торгует приезжий люд, включая вьетнамцев, африканцев... Десятки, а может, и сотни офисов. И Выставка как коммерческая организация выжила. Комплекс себя окупает и даже дает прибыль. Но Выставка как выставка умерла».

Газета «Комсомольская правда». 1996 год

«...Криминал перемещается из уголовной сферы в экономическую. Более ста иномарок — шикарные «мерседесы» и «саабы» — недавно изъято за уклонение от таможенных платежей. На днях на ВВЦ задержана машина с семью тысячами бутылок поддельной водки. Одна из двухсот фирм, базирующихся на Выставке, уличена в валютных махинациях».

23 апреля 1997 года. Заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, начальник Главного контрольного управления В.В. Путин — Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину

«...Учитывая важность реализации государственной политики России по развитию выставочной деятельности, а также национальную значимость Всероссийского выставочного центра, предлагаем поручить Правительству Российской Федерации совместно с Правительством Москвы принять согласованное решение в отношении государственного акционерного общества «Всероссийский выставочный центр».

«Российская газета». 1999 год

«…В одном из павильонов, отключенном от электроснабжения, сотрудники по вечерам жгли свечки, дышали на пальцы, чтобы не замерзнуть, но с работы не уходили».

В 1998 году никому неизвестная швейная фирма с целью рекламы своей продукции изготовила спецодежду 540-го размера. «Рабочего и колхозницу» одели в комбинезон и сарафан из ткани цветов российского флага. Рядом со скульптурой поместили транспарант: «Одели рабочего, одели колхозницу и вас оденем оптом и в розницу!» Но вседозволенность на этот раз была наказана. Мэр Москвы Юрий Лужков выразил свое крайнее неудовольствие и всего за три часа «одежду» со скульптуры сняли. Так символу Выставки был возвращен первоначальный облик. Это вселяло надежду, что перемены к лучшему коснутся и ВВЦ.

Первому десятилетию 2000-х годов суждено было стать для ВВЦ периодом медленного обретения своей выставочной сути. В начале 2000-х руководство комплекса все-таки захотело изменений. Нет, об отказе от розницы речи и быть не могло, но вот придать деятельности более благообразные формы хотелось. Решено было развивать выставочное направление — страна поднялась с колен, уже было что рассказать и показать.

«Признаки выставочной жизни» ВВЦ проявил в юбилейном 2009 году, когда в дополнение к трем выставочным павильонам (№20, №57 и №69) открылся мультимедийный павильон №75 («МосЭкспо»), который отвечал всем современным требованиям выставочного комплекса международного уровня. Павильон стал центром проведения международных мероприятий и собственных выставочно-конгрессных проектов, которые демонстрировали новейшие технологии в области здравоохранения, инноваций, энерго-и ресурсосбережений.

Параллельно стало развиваться международное сотрудничество — со странами-республиками бывшего Советского союза. В 2003 году в павильоне №68 («Угольная промышленность») был открыт Торгово-выставочный центр «Армения», представивший произведения известных армянских художников, ювелиров, виноделов. В 2004 году в павильоне №4 («Кыргызстан») начала работу первая выставочная экспозиция, представленная Кыргызской республикой. С 2008 году в павильоне №18 («Республика Беларусь») появились образцы белорусских текстильных товаров, мебели и национальных сувениров.

Республиканские павильоны, впрочем, развивались в ногу со всем рознично-торговым наполнением иных исторических зданий — там можно было купить все что угодно и не только, произведенное в этих странах. В 2010-2011 годах Правительство России предложило всем странам СНГ вернуться на просторы ВВЦ на особых условиях и приступило к заключению ряда Межправительственных соглашений об организации на территории комплекса торгово-выставочных павильонов республик, принявших приглашение к сотрудничеству. По Межправительственным соглашениям страны обязывались провести полную историческую реставрацию зданий за свой счет, а затем получали его в долгосрочную аренду на 50 лет на условиях платы по ставке 1 рубль в год.

Тем временем в Правительство Российской Федерации — основному владельцу акций ОАО «ГАО ВВЦ» — и в Правительство Москвы (обладателю 30% пакета акций) десятками в год поступали предложения и концепции от частных инвесторов о том, что следует сделать на территории Выставки. Восстановление комплекса было не в приоритете — а вот роскошные земли привлекали. Фантасмагорические проекты предполагали в том числе и строительство до 500 000 кв. м жилой недвижимости. По состоянию на ноябрь 2013 года около 30% земель и объектов ВВЦ уже находилось в частной собственности.

Гордиев узел имущественно-земельных проблем и локальных интересов был плотно затянут на шее полуруинированного гиганта. Разрубить его мог только Президент Российской Федерации — судьба Главной выставки страны была в его руках.

БИЛЕТЫ
НА МЕРОПРИЯТИЯ ВДНХ
ГИД-ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ВДНХ
(скачать электронную версию)