Год публикации Событие прошло

Кинопрограмма «Сцена. Экран. Реальность»

Фильмы, которые вошли в программу «Сцена. Экран. Реальность» — это актуальные произведения, демонстрирующие разнообразные пересечения театральной практики и кинематографа. От документальных фильмов, посвященных ведущим театральным институциям и смелым сценическим экспериментам, до примеров использования специфических методов организации театрального действия, перенесенных на экран.

Перформативные искусства в разные эпохи занимали важнейшее место в различных культурах. Театральное действие отражало повестку дня, было своего рода педагогическим инструментом, разъясняющим правила жизни в социуме, оставаясь долгое время самой актуальной креативной практикой.

Изобретение кинематографа, как известно, совпало с началом новой эпохи. Всего за несколько десятилетий кино из легкомысленного развлечения, которому злопыхатели прочили лишь место в ярмарочных балаганах, превратилось в медиум, через который транслируется многообразие социальной, политической и культурной реальности. С развитием технологий кинематограф трансформируется, используя все более обширный арсенал инструментов, воздействующих на зрителя. Меняются законы построения повествования, а профессиональные актеры все чаще уступают место реальным людям. Конкуренция с новыми медиа заставляет кинематографистов искать новые средства выражения собственных идей, совершенствовать авторские методы и все чаще обращаться к опыту других искусств.

Отношения сцены и экрана заряжены особой энергетикой: здесь есть место условным конкуренции и сотрудничеству. Существуя в параллельной театральному событию системе производства сюжетов и образов, кинематографисты и продюсеры, сценаристы и актеры всегда пристально следили за эволюционными коллизиями перформативных искусств.

Фильмы, которые вошли в программу «Сцена. Экран. Реальность», — это актуальные произведения, демонстрирующие разнообразные пересечения театральной практики и кинематографа. От документальных фильмов, посвященных ведущим театральным институциям и смелым сценическим экспериментам, до примеров использования специфических методов организации театрального действия, перенесенных на экран.

Программа кинопоказов:

23 июля

20:00 — «Роберто Болле — искусство танца». Режиссер Франческа Педрони (2016). 12+ (105 мин).

Роберто Болле — один из самых прославленных танцовщиков современности, солист театра «Ла Скала» в Милане. Он поступил в балетную школу при «Ла Скала» в 12 лет и через три года получил предложение принять участие в постановке оперы «Смерть в Венеции» от Рудольфа Нуриева. Хотя тогда педагоги не разрешили юному танцору сыграть эту роль (по правилам студенты балетной школы не могут выступать за ее пределами во время обучения), он запомнил этот эпизод на всю жизнь и стал называть Нуриева своим ангелом-хранителем, который заставил его поверить в собственные силы.

Режиссер приглашает зрителей отправиться на гастроли вместе с Роберто Болле и его коллегами. Их выступления проходят на трех знаменитых площадках, итальянских амфитеатрах в театре на руинах римских терм Каракаллы, «Арена де Верона» и в Большом театре в Помпеях. Этот фильм выразительный портрет, исполненный страстью к искусству.

24 июля

20:00 — «Маламбо, хороший человек». Режиссер Сантьяго Лоза. 12+ (71 мин).

Маламбо — национальный аргентинский танец, который исполняют только мужчины. Это не просто фольклорная традиция, но важный ритуал, который считается проявлением силы и смелости. Неуправляемая стихия, позволяющая танцору познать себя. Гаспар — профессиональный танцор.ю и маламбо для него — смысл жизни. Попытка овладеть техникой маламбо — бескомпромиссная схватка со временем, и Гаспар не боится в нее вступить, жертвуя общением даже с самыми близкими людьми. Сантьяго Лоза рисует эмоциональный портрет подлинной одержимости, когда человек остается один на один со своей страстью.

22:00 — «Удивительная мыльная опера». Режиссеры Рауль Руиз, Валерия Сармиенто. 16+ (80 мин).

Вот что говорит о своей картине-перевертыше сам Рауль Руиз: «В основу фильма заложена концепция мыльной оперы. Его структура строится на предположении, что чилийская реальность не существует. Точнее говоря, она представляет собой целый ансамбль «мыльных опер». В фильме показаны четыре аудиовизуальные провинции, между которыми вот-вот начнется война. Политические и экономические проблемы растворяются в вымысле, а действие разделено на «вечерние» эпизоды. Вся чилийская жизнь показана сквозь призму мыльной оперы. Этот жанр становится своеобразным фильтром, через которую она проходит».

25 июля

20:00 — «Лек (Иван) и собаки». Режиссер Эндрю Кетинг. 16+ (90 мин).

Художник Эндрю Кетинг создал свой экспериментальный фильм-эссе по мотивам одноименной пьесы известного драматурга Хатти Нейлор. В основе сюжета лежит реальная история: в 1990-е четырехлетний мальчик по имени Иван Мишуков ушел из дома и прожил два года в стае бродячих собак. Опираясь на неординарный сюжет о городском Маугли, Кетинг представляет антропологическое исследование о границах человеческого, опираясь на обширный документальный архив, состоящий из бытовых сцен и исторических событий.

22:00 — «Театр войны». Режиссер Лола Ариас (2018). 16+ (82 мин).

Спустя 35 лет после конфликта между Аргентиной и Великобританией, который вошел в историю под именем Фолклендская война, режиссер и перформер Лола Ариас предлагает участникам боевых действий создать театральную реконструкцию трагических событий. Режиссер дает возможность преодолеть последствия травматического опыта и понять, как трансформируются со временем воспоминания, в какой форме они существуют в настоящем и как влияют на жизнь героев. Аргентинских и британских солдатов, которых, по сути, объединила эта война, до сих пор преследуют призраки прошлого, страх убивать и быть убитыми. Существуя в транзитной зоне между исповедальным актом и психоаналитическим сеансом, герои освобождаются от болезненных ощущений, которые преследовали их на протяжении жизни.

30 июля

20:00 — «Последний год в утопии». Режиссер Магдалена Кушель, Катарина Кнуст (2018). 16+ (73 мин).

Участники телевизионного реалити-шоу встречаются в лесу, где они жили под прицелом камер год назад. Суть проекта была в том, чтобы осуществить социальный эксперимент и построить утопическое общество. Как и следовало ожидать, их чаяниям не суждено было сбыться. «Последний год в утопии» — редкий пример синтетического кинематографа, в котором сочетаются различные репрезентативные и повествовательные методы, документальный жанр постепенно трансформируется в мистический триллер. Режиссеры испытывают зрителя на прочность, предлагая ему практически иммерсивный опыт, который невозможно помыслить в кинематографическом пространстве.

22:00 — «Партизан». Режиссер Лутц Пенет, Адама Ульрих, Матиас Алерт. 16+ (130 мин).

Объединение Германии ознаменовало новую эпоху рассвета художественной и театральной сцены в Берлине. Спустя некоторое время после падения Берлинской стены режиссер Франк Касторф был назначен художественным руководителем Народного театра (Volksbühne). Он превратил его в одну из самых известных институций подобного рода в мире. Его радикальные спектакли и оригинальные театральные фестивали стали легендой. Касторф руководил театром до 2017 года, и его уход буквально расколол театральное сообщество всего мира. Документальная лента «Партизан» — масштабный исторический очерк, посвященный режиссеру и его театру, где эпизоды самых прославленных постановок переплетаются с многочисленными интервью с актерами, которые многие годы работали с Франком Касторфом.

31 июля

19:00 — «Король». Режиссер Нильс Аталла. 12+ (91 мин).

В середине позапрошлого столетия французский юрист Орели-Антуан де Тунан пытался основать новое государство в Аракунии — территории между Аргентиной и Чили, населенной индейцами мапучи. Эксцентричный авантюрист оказался весьма популярен среди аборигенов, и в определенный момент его деятельностью заинтересовалось чилийское правительство. Де Тунан был арестован и выслан обратно во Францию. Биографию де Тунана не раз пытались экранизировать, но «Король» — это самая неординарная кинобиография. Нильс Аталла изобразил своего героя персонажем мистическим, который существует между реальностью и пространством, населенным древними духами. История путешествия, пленения и суда развивается в нескольких жанровых регистрах — от имитации театральной постановки (суд представлен как несколько актов из пьесы) до набора бессвязных галлюцинаций, в которых герой буквально растворяется.

1 августа

19:00 — «Симуляция». Режиссер Абед Абест. 16+ (85 мин).

Дебютная лента иранского режиссера Абеда Абеста, на первый взгляд, простая история о молодых людях, которые сталкиваются с репрессивной машиной иранского законодательства. В самый разгар скромной домашней вечеринки в дом врывается полиция и арестовывает друзей за распитие спиртных напитков, которые запрещены в Иране. Режиссер из банального происшествия создает мощное высказывание о непростой жизни иранской молодежи. Все действие локализовано в условном пространстве, которое походит на декорацию театральной постановки, а герои будто бы находятся в постоянном движении между перформативной условностью и реальными переживаниями. Такой прием обостряет выразительное измерение происшествия и в определенном смысле сбивает зрителя с толку: может, это кастинг? Или всего лишь запись спектакля? События разворачиваются в обратном порядке и разделены на три акта, каждый из которых мог бы стать полноценным сценическим произведением о гедонизме, социальных проблемах и природе насилия.

5 августа

17:00 — Dance Day.

Режиссер - София Никифорова

Этот фильм рассказывает историю подготовки "Дня танца", который прошел в 2016 году под руководством греческого хореографа Никоса Лагоусакоса в рамках фестиваля «Вдохновение». С первого дня подготовки до самого фестивального дня команда фильма беспрерывно следила за репетициями и жизнью танцоров и хореографов, наблюдала за тем, как строится процесс создания единого художественного высказывания.

19:00 — «Осел». Режиссер Анатолий Васильев (2018). 6+ (167 мин).

Анатолий Васильев — легендарный театральный режиссер, создатель собственной школы игрового театра, которая построена на иных законах, нежели психологический театр Станиславского. Впервые режиссер выходит в кинематографическое пространство и создает фильм, жанр которого невозможно описать, опираясь на сложившуюся иерархию. «Осел» — лабораторная работа, документация художественного исследования, сотканного из документальных съемок и многочисленных цитат из произведений Эсхила, Апулея, Пиранделло, Хайнера Мюллера и Тонино Гуэрры. Пульсирующий ассамбляж, состоящий из восьми новелл, сюжеты которых рождались непосредственно во время съемок животных. Анатолий Васильев рассказывает об ослах как важных фигурах в истории разных культур и эпох, мифологических героях, обладающих уникальным символическим измерением.

МЕСТО: Дом культуры ВДНХ (строение №84).
СТОИМОСТЬ: вход свободный.

 




Дата проведения
23–25 июля, 30 июля — 1 августа
БИЛЕТЫ
НА МЕРОПРИЯТИЯ ВДНХ

НОВОСТИ И АНОНСЫ ВДНХ
Подписаться