Год публикации Событие прошло

Выставка «Восток. Деконструкция»

С 18 сентября по 1 ноября в павильоне №13 — Государственном музее Востока — в рамках специальной программы 6-й Московской Биеннале современного искусства на ВДНХ будет демонстрироваться выставка «Восток. Деконструкция». 100 перевернутых фарфоровых пиал, летящие стрелы, извлекающие музыку из струн — проводов ЛЭП, колонна из китайских ваз и другие сюрпризы от четырех молодых московских художниц предложены вниманию посетителей.

Выставка «Восток. Деконструкция», специальный проект Музея Востока, объединит творчество четырех молодых художниц: Кати Исаевой (инсталляции «Сто пиал», «Струны и стрелы»), Ольги Карягиной (инсталляция «Ордер»), Анастасии Качаловой (инсталляция «Ground Zero») и Маши Полуэктовой (видео «Северная широта, восточная долгота», инсталляция «Я хочу жить там, где смогу быть свободен»). Выставка объединена главной темой 6-й Московской Биеннале современного искусства — «Как жить вместе? Взгляд из центра города в самом сердце острова Евразия». Лейтмотивом выставки стало стремление деконструировать стереотипное понятие Востока, служащее для обозначения оппозиции западному миру.

Инсталляция «Сто пиал» Кати Исаевой

В инсталляции задействованы найденные и купленные пиалы, изготовленные в ХХ веке на фарфоровых заводах республик бывшего СССР. В процессе сбора этих пиал и общения с их бывшими владельцами художница заметила, что в России пиала редко используется по назначению, что еще раз подтверждает герметичность традиций, связанных с сохранением уникальности культурных кодов, несмотря на процессы глобализации. Так возникает образ перевернутой пиалы — жест завершения чаепития.



В Казахстане, где родилась художница, чай был самым популярным напитком: его пили до еды, во время еды, после еды, а иногда и вместо еды. Чай постоянно подливали, кипятили, заваривали в специальном чайнике, пили из пиал. Если европейское чаепитие является социальным явлением, где легкому процессу общения способствует продуманный дизайн чашки и блюдца, то в Азии чаепитие представляет собой скорее традиционный, ритуальный процесс с элементами медитации. С пиалой, наполненной горячим чаем, невозможно обращаться быстро или небрежно: все движения автоматически становятся плавными, через физическое действие человек расслабляется. Пиала дает возможность сосредоточиться именно на чаепитии, человек перестает суетиться и спешить, получает возможность ощутить свое существование в конкретном моменте времени и месте. Жизнь в современном мегаполисе, азиатском или европейском, не оставляет времени на чаепитие из пиал, ведь чай из пакетиков (как своеобразный символ современности и одновременно чистой функциональности, вытесняющей все другие характеристики объекта) и пиала — вещи несовместимые.

Видео «Струны и стрелы» Кати Исаевой



Существует мнение, что трехструнная балалайка, традиционно ассоциирующаяся с Россией, произошла от тюркского народного инструмента — домбры или комуза. Знаки-стрелы, летящие с востока на запад, задевают электропровода, которые на время превращаются в струны гигантского небесного инструмента и начинают звучать то как комуз, то как балалайка. Сила, оттенки звука и непосредственно звукоизвлечение меняются по мере продвижения «стрел» с востока на запад как свидетельство подвижности культурных кодов, ведь на трех струнах можно сыграть как казахский кюй, так и русскую частушку, все зависит от настройки инструмента. В видео используются не только звуки народных инструментов, но и записи звуков природы — казахстанской степи и подмосковного леса.

Инсталляция «Ордер» Ольги Карягиной



Проект Ольги Карякиной «Ордер» — это размышления автора на тему взаимодействия европейской и азиатской культур. Китай — важная часть личной мифологии художницы: еще в XIX веке прапрадедушка Ольги участвовал в экспедиции, целью которой был поиск возможностей для заключения торговых соглашений между Россией и Китаем. В своем проекте Ольга осмысляет русско-китайские связи сегодня в контексте взаимодействия культур Востока и Запада.

Хотя географически Россия является центром Евразии, это не оказывает заметного положительного эффекта на процессы взаимопроникновения культур — культурное взаимодействие зачастую носит поверхностный, эклектичный характер: «В России невидимые чайнатауны существуют неофициально. Это могут быть обычные гостиницы, которые полностью арендованы китайцами, где они живут по своим правилам. Существуют различные структуры, обслуживающие только китайцев, которые работают фактически нелегально. Китайцы любят русские песни, например «Подмосковные вечера». Русские любят китайские вазы и прочее «восточное».
Чужая традиционная культура, преломляясь, трансформируется в нечто небывалое, причудливое, невразумительное, неустойчивое, уязвимое, шаткое и опасное. Ольга Карякина составляет из орнаментальных китайских ваз разных форм и размеров античные колонны. Восток с его красочностью, диковинной метафоричностью, волнующей чувственностью загоняется в рамки привычных представлений о прекрасном. Строгая рационалистическая вертикаль насильственно выстраивается из элементов культуры, которой свойственна текучесть, асимметрия и криволинейность.

«Ордер» из воплощения порядка становится бессмысленным нагромождением предметов и форм. Образовавшиеся болезненные, маньеристски-галлюцинаторные колонны свидетельствуют о дискоммуникации, разрыве, насилии. Целью проекта является формирование более бережного, внимательного, чуткого отношения к культурам и мировоззрениям, поиск диалога России и Китая, Востока и Запада.

Инсталляция «Ground Zero» Анастасии Качаловой



Процессы глобализации актуализируют задачу переосмысления вопросов социально-экономического, политического и культурного взаимодействия как для отдельного человека, так и для мирового сообщества в целом. Однако увеличение интенсивности коммуникаций зачастую не оказывает благотворного влияния на преодоление стереотипов, связанных с обобщенными категориями Запада и Востока, снижение уровня расовой, гендерной, идейной и иной дискриминации в обществах. Одним из подобных стереотипов является восприятие Западом образа Востока, нивелирующее этническое, культурное, антропологическое и мировоззренческое разнообразие, присущее восточным обществам.

Проект «Ground Zero» — это своего рода монумент трагическим событиям 11 сентября 2001 года, в котором автор размышляет о неоднозначности создаваемого на протяжении многих веков образа Востока, представляющего в западном массовом сознании средоточие потенциально агрессивных качеств, оплот терроризма и несвободы. По мнению художника, сегодняшняя реальность характеризует смешение правды и вымысла. Сконструированный образ Востока базируется на потребности Запада в другом, который, функционируя как негатив, еще раз утверждал бы и доказывал ценность достижений западной цивилизации. Обманчивость подобной конструкции, ее фактическая хрупкость и внешняя устойчивость символизирует «непрозрачность» существующей реальности, вымышленный характер столь широко используемых системообразующих категорий.

Видео «Северная широта, восточная долгота» Маши Полуэктовой

Несмотря на активные миграционные процессы современности, нельзя сказать, что адаптация к новым условиям среды обитания становится менее болезненной.
В видео «Северная широта, восточная долгота» искусственно создаются новые синтетические пространства иллюзий (например, фото наших рыбаков среди сугробов во вьетнамских конических шляпах), объединяющие как созданные человеком, так и природные черты различных регионов Евразии. Это эксперимент и для художницы, и для зрителей, целью которого является анализ внутренних ощущений, вызванных возникающей парадоксальностью привычных сюжетов, и выяснение того, возможна ли гармония противоречий, возможно ли изменение психологического восприятия действительности…

МЕСТО: павильон №13, Музей Востока.
ВРЕМЯ: с 18 сентября по 1 ноября ежедневно, кроме понедельника,с 12:00 до 21:00 (касса работает до 20:30).
СТОИМОСТЬ: 100 рублей для взрослых, детям до 18 лет вход бесплатный.


Стоимость
 
  • Взрослый билет 100 Р
детям до 18 лет вход бесплатный 
Дата проведения
18 сентября — 1 ноября 2015


БИЛЕТЫ
НА МЕРОПРИЯТИЯ ВДНХ
НОВОСТИ И АНОНСЫ ВДНХ
Подписаться