Павильон №1 «Центральный»

Когда построен, кто автор

В 1954 году, архитекторы – Ю.В. Щуко и Е.В. Столяров.

Смена названия

До 1963 г. – Главный павильон

Статус

Памятник истории и культуры государственного значения/объект культурного наследия федерального значения.

Современное состояние

Павильон — на реставрации.

История создания

Павильон «Центральный», построенный в 1950-1954 гг. — одно из самых главных и наиболее монументальных сооружений Выставки. Архитектура павильона отсылает к лучшим примерам русской классической архитектуры. Его уступчатая высотная композиция завершена шпилем со звездой. Общая высота павильона со шпилем достигает 97 метров. Общая площадь павильона - 3.500 м. кв. Его трёхъярусная композиция, торжественность и стиль навевают образы памятников русского ампира, более всего перекликаясь с силуэтом башни петербургского Адмиралтейства.

Ясный строгий облик павильона «Центральный» почти лишён пышного лепного декора. Особенно это проявляется в отделке первого яруса, суровые плоскости стен которого оживлены лепными композициями серпов и молотов с помещёнными на архитраве (от греч. archi – главный и лат. trabs – балка - горизонтальной части антаблемента, лежащая на капителях колонн) выразительными гирляндами гипсовых фруктов, овощей и медальонов. Этот мастерски применённый приём сопоставления больших оштукатуренных поверхностей стен и уступов с элементами скульптурного декора, придал павильону монолитную цельность, которая по нарастающей оживлена вторым и третьим ярусом с устремлённым вверх шпилем.

В ходе реконструкции ВСХВ Генеральным планом 1950 года, разработанным под руководством А.Ф. Жукова и Р.Р. Кликса, было предусмотрено значительное расширение и перепланировка территории ансамбля выставки и создание парадной центральной оси, значительно преобразившей масштаб Выставки. Пространство центральных площадей, требовавших новую объединяющую вертикаль и больших монументальных архитектурных форм, отвечало новым задачам работы ВСХВ: отобразить успехи послевоенного возрождения советского государства, показать достижения в сельском хозяйстве, в науке и развитии национальных культур народов СССР. Так на расширенной площади Колхозов, достигшей в длину 450 метров и общей площади в 10,3 га., возник целый ряд новых республиканских и областных павильонов, а Главный павильон, подобно довоенному, построенному в 1939 году, стал своеобразным «вводным залом» в экспозицию Выставки.

Проект по наследству

После проведённого конкурса, на котором были представлены ряд проектов, исполненных крупнейшими архитекторами своего времени, был выбран вариант Ю.В. Щуко – сына В.А. Щуко (академик архитектуры, совместно с В.Г. Гельфрейхом автор первого Главного павильона 1939 года и Библиотеки им. В.И.Ленина и знаменитого памятника перед Финским вокзалом в Санкт Петербурге «Ленин на броневике»), и А.Е. Столярова.

Особое место в оформлении высотной композиции играют скульптуры, расположенные по четырем сторонам света. Вот как о них писал действительный член РАХ, доктор искусствоведения, профессор В.П. Толстой:

Ещё издали, едва открывается вид на Главный павильон, ваше внимание привлекают высоко поднятые над землёй скульптурные группы «Рабочего и Колхозницы» во втором ярусе павильона. Выразительные силуэты этих кованных из тёмной меди фигур, с высоко поднятыми руками и бурно развевающимися складками одежды, обогащают несколько суховатую в строгости архитектуру Главного павильона, придавая ей оттенок пафоса, романтического порыва, величавой патетики.

Основным входом в павильон служит полукруглая колоннада, обращенная к Главному входу. Фасад обратной стороны, обращенный к площади Дружбы народов, тоже включает портик, трибуну. На фризах обеих колоннад размещены медальоны с гербами 16 советских республик, связанные между собой лепными гирляндами, композиционно объединены скульптурным картушем из знамен с государственным Гербом Союза ССР, выполненным из бетона и покрытым золотой и серебряной смальтой. В связи с преобразованием Карело-Финской ССР в Карельскую АССР, вновь включённую в состав РСФСР 16 июля 1956 года, герб К-Ф ССР на обоих портиках павильона был скрыт слоем штукатурки.

Стены лоджий-галерей обоих входов украшены барельефами на тему «Труд в отраслях сельского хозяйства», выполненные бригадой скульпторов под руководством П.И.Мотовилова (в составе с П. Мельниковой, В. Акимушкиной, М. Хасминского, Н. Крамма, В. Машкова, Маркелова, М. Смирнова, Н. Денисенко). Несмотря на некоторую условность образов и их обобщённость, нарочито подчёркнутую крупными объёмами форм, ясность сюжета органически сочетается здесь с декоративностью общего впечатления, ритмической гармонией силуэтов, пластичностью формы, органично переплетённой со столь же выразительными архитектурными формами павильона.

Боковые фасады, будучи подчиненными, тем не менее, тоже отмечены более плоскими портиками, в которых расположены выходы из экспозиционных залов, а между колоннадами размещены орнаментованные барельефы.

Рельефы на фасаде Главного павильона

Представляют особенный интерес вытяжки воздуховодов, представляющие собой огромные по размерам шишки. В оконных проемах всех трех ярусов установлены литые металлические решетки, как и капители колонн, некогда отливающие золотистым блеском.

История экспозиций

Экспозиция павильона отображала основные вехи в истории советского государства, а также успехи а индустриализации, сельском хозяйстве, науке и культуре. Для удобного расположения и осмотра была избрана планировка, представляющая собой центральный зал и связанных с ним 8 выставочных. Все девять залов Главного павильона были отделаны искусственным мрамором, украшены скульптурой и живописью, выполненной выдающимися советскими мастерами искусства: А.М. Герасимовым, А.А. Дейнекой, П.П. Соколовым-Скаля, М.Г. Манизером, Е.В. Вучетичем и др. Особенно впечатляла анфилада залов, посвященных Октябрьской революции, Конституции, борьбе СССР за мир. Их отделка сохранилась почти в первозданном виде.

Зал Октябрьской революции

Первый зал Октябрьской революции украшали два больших монументальных панно «Штурм Зимнего дворца в Октябре 1917 года» и «Провозглашение В.И.Лениным Советской власти на Втором Всероссийском съезде Советов», кисти П.П. Соколова-Скаля.

«Штурм Зимнего дворца в Октябре 1917 года»

«Провозглашение В.И. Лениным Советской власти на Втором Всероссийском съезде Советов»

Стенды с декоративными украшениями, картины в позолоченных рамах, красный тон стен и две скульптурные группы «людей Октября» – «Красногвардеец и партизан», «Солдат и матрос» – выражали историческое значение Октябрьской революции в истории СССР. Вплоть до начала 1990-х гг. тематика зала никогда не изменялась.

Зал Советской Конституции

Далее, проходя через большой портал в виде триумфальной арки, посетители попадали в великолепный зал Советской Конституции высотой 30 метров, расположенный под башней павильона. Стоит отметить, что аналогичный ему Екатерининский зал Сената в Кремле на один метр ниже – 29 метров. В центре зала располагались огромные знамёна шестнадцати союзных республик. Они сменили установленную до этого скульптурную группу «Ленин и Сталин» работы З.И. Азгура, перенесённую в павильон Белорусской ССР.

Зал Коституции Главного павильона. 1954 год. ЦХЭиАДМ Фото: ТАСС, В. Севостьянов

Зал имеет круглую форму и перекрыт кессонированным куполом диаметром в 25 метров, под которым протянулся фриз из знамён и гербов союзных республик, (из них не сохранился только герб Карело-Финской ССР, сбитый в связи с изменением статуса республики). Стены зала были прорезаны арками: 4 – проходные, а в нишах остальных располагались живописные полотна на темы основным прав, закреплённых в конституции СССР 1938 года: «Открытие Волго-Донского судоходного канала имени В.И.Ленина» и «Студенты у нового здания МГУ» написанные бригадой художников под руководством А.Герасимова (Г.Горелов, Н.Денисовский, Р.Зенькова, Н.Дрючин, А.Папикян) и два других панно в Центральном зале кисти украинских художников: «Избранники народа – депутаты Верховного Совета в кремле» - С.Кириченко и «Советский народ имеет право на отдых» (В доме отдыха на Черноморском побережье) – С.Кириченко и С.Отрощенко.

Панно в арках Зала Конституции

В простенках между арками были установлены 8 скульптурных групп, также «иллюстрирующими» статьи Конституции, исполненные бригадой молодых скульпторов под руководством М.Г. Манизера.

Скульптуры в Зале Конституции Главного павильона, олицетворяющие право на образование, равноправие женщин и право на отдых. 1954 год.

Вот как эти скульптурные группы описывает газета ВСХВ «Строитель выставки» от 4 декабря 1953 года, в преддверии дня Советской (Сталинской) конституции:

Две скульптурные группы: «Колхозник и комбайнёр», «Сталевар и шахтёр». Мужественные и одухотворённые лица тружеников социалистического общества, весь их образ, выражающий трудовой энтузиазм строителей коммунизма, показывают, что свободный гарантированный труд в СССР является осуществлённым правом граждан нашей страны, делом чести, доблести и геройства.

Скульптурная группа «Женщины – Герои Социалистического Труда – депутаты Верховного Совета СССР» ярко, типично раскрывает осуществлённые равные экономические и политические права женщины с мужчиной, права, возвысившие советских женщин до государственных деятелей во всех областях творческой жизни нашего народа.

О неустанной работе Коммунистической партии и Советского правительства, о расцвете нашей самой передовой в мире науки, о невиданном размахе подготовки научных кадров в СССР, о реализованном праве на образование говорят скульптурные группы: «Учёный и аспирантка», «Студент и ученица».

Защите Отечества, как священному долгу граждан СССР, посвящается выполненная скульптурная группа «Солдат и лётчик». Исключительно выразительными, доведёнными до высокого совершенства, являются образы героических непобедимых защитников Родины социализма.

Хорошо также выполнена скульптурная группа «Физкультурница и физкультурник». Здоровье, молодость, готовность к труду и обороне ясно выражены в лицах и во всей фигуре этих скульптурных образов.

Экспозиция Главного павильона демонстрировала и индустриальную мощь Советского Союза, успехи в коллективизации и механизации сельского хозяйства, перспективы развития и заботу партии и правительства о благе народа. Витрины наглядно демонстрировали сортовые богатства СССР по зерновым, техническим, овощным, бахчевым, кормовым и плодовым культурам. Здесь как и в Большом зале Московской консерватории в медальонах висели портреты выдающихся русских учёных, оставивших след в сельскохозяйственной и биологической науке: И.В. Мичурина, П.А. Костычёва, А.А. Измаильского, М.К. Турского, П.Н. Кулешова, А.О. Ковалевского, В.Р. Вильямса, В.В. Докучаева, К.А. Тимирязева, В.П. Горячкина, М.Ф. Иванова,Е.А. Богданова, М.В. Ломоносова, И.И. Мечникова, Н.С. Нестерова, И.П. Павлова, А.Т. Болотова, А.В. Столетова, Д.И. Менделеева, Д.Н. Прянишникова, Ф.А. Блинова, И.А. Стебута, И.М. Сеченова, Н.П. Червинского. Все 24 портрета были написаны группой мастеров живописи под руководством А.М. Герасимова.

Смены экспозиций

В 1959 году, когда ВСХВ была объединена с ВПВ (Всесоюзной промышленной выставкой) в одну общую ВДНХ СССР – Выставку достижений народного хозяйства СССР, экспозиция Главного павильона стала больше демонстрировать достижения промышленности. Специально для этой цели были выделены в левой половине павильона три зала, с экспозицией соответствующего содержания - «Достижения СССР в развитии тяжёлой индустрии», «Развитие топливной и энергетической промышленности», «Достижения социалистического сельского хозяйства СССР».

После переименования в 1963 году Главного павильона в Центральный, что было связано и с переходом ВДНХ на отраслевой принцип показа, экспозиция павильона также стала изменяться в соответствии с линией Партии и правительства Советского союза. Именно с этого времени изменение экспозиции павильона стало приурочиваться к открытию съездов и пленумов ЦК КПСС, к юбилейным историческим датам и т.п. В 1966 году была создана первая такая экспозиция, приуроченная к XXIII съезду КПСС. Но, самой значительной вехой стала экспозиция, приуроченная к 50-летию Октябрьской революции, несмотря на дальнейшие обновления, определившая более чем на 30 лет образ экспозиции павильона. Главным символом экспозиции этого периода стала грандиозная электрифицированная карта экономического развития СССР площадью 300 квадратных метров!

В 1988-1990 гг. в бывшем зале «СССР в борьбе за мир» была размещена экспозиция «Государственная автоматизированная система научно-технической информации» с интерактивным доступом в электронные банки данных отраслевых информационных институтов. Специалисты могли в режиме удаленного доступа через модем получать информацию по интересующей их теме – аннотации научных статей, монографий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, авторефераты диссертаций, ГОСТы, патенты по всем отраслям народного хозяйства. Организатором этой экспозиции был Всесоюзный институт научно-технической информации, который на базе Информационного центра ВДНХ СССР регулярно проводил курсы повышения квалификации информационных работников министерств и ведомств как РФ, так и союзных республик.

С 1990 по 1999 год в павильоне была развернута выставка «Мир открытий», где в игровой форме дети и подростки познавали физические явления, ставили опыты. Там были представлены первые отечественные компьютерные развивающие программы, работала голографическая лаборатория. Эта экспозиция, продолжавшая лучшие традиции ВДНХ СССР, была настолько популярна, что в ряде проспектов о ВВЦ павильон №1 даже упоминался как павильон «Мир открытий».

В 90-е рыночные годы прежняя экспозиция павильона была практически полностью свёрнута, в здании соорудили второй этаж, пространство заполонили многочисленные торговые киоски.

21 декабря 2000 года по инициативе Ассамблеи народов России при поддержке ОАО «ГАО ВВЦ» в центральном круглом зале павильона № 1 «Центральный» был создан Дом народов России как деловой и культурный центр, предназначенный для многочисленных общественных, информационно-культурно-массовых акций. Основной составляющей ДНР был музей, в фондах которого хранилось более 10 тысяч экспонатов, отражающих историю, культуру и быт народов России. Деградируя, постепенно экспозиция Дома народов России стала напоминать музей подарков программы «Поле чудес» НР экспозиция постепенно деградировала в сторону т.н. музея подарков «Поле чудес», а с 2011 года пополнилась коммерческой выставкой живых акул, переставшей функционировать весной 2014 года.

1 августа 2014 года в анфиладе центральных залов павильон открылась «Главная выставка страны» с которой началось новый этап в истории павильона, ознаменовавший эпоху возрождения Выставки Достижений Народного Хозяйства!

Интересные факты

  1. Забытый за фанерой горельеф 

    В ходе ремонтных работ в павильоне в 2014 году за фанерой, в зале №9, который ранее носил название «СССР в борьбе за мир во всем мире» был обнаружен горельеф выдающегося скульптора Евгения Вучетича (автора памятника «Родина – мать» в Волгограде) «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!». На площади 90 кв.м. скульптор изобразил более 1500 человек! В рамках реставрационных работ были восстановлены отбитые фрагменты скульптур, удалены загрязнения, пятна и поздние тонировки, обмазки, инородные записи, укреплены склейки отдельных частей и фрагментов, а также авторское защитно-декоративное покрытие, заделаны трещины и технологические стыковочные швы, воссоздана живопись в авторском цвете и тоне, проведено бронзирование поверхности. Реставрация полностью завершена.
  2. Виртуальный тур по выставке «Художники ВДНХ»
    В декабре 2015 года в павильоне проходила выставка «Художники ВДНХ». В экспозиции были представлены работы российских и советских художников, скульпторов, мастеров декоративного искусства, в разное время создававших образ Главной выставки страны.
  3. Чудом сохранившаяся картина А. Герасимова
    Во время противоаварийных работ в цокольном этаже павильона №1 в сентябре 2014 года был обнаружен барабан внушительных размеров с намотанным живописным холстом. Немедленно были вызваны специалисты Департамента культурного наследия города Москвы, эксперты-искусствоведы и реставраторы Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР). Они были потрясены, когда развернули холст – это было уникальное живописное полотно размером 6,75х11 метров, созданное в 1953 году авторским коллективом под руководством Александра Герасимова. На картине изображены делегаты второго Всесоюзного съезда колхозников и ударников труда, предложившие в феврале 1935 года организовать в Москве Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Живописный шедевр многие годы считался безвозвратно утраченным. Помимо первого президента Академии художеств СССР, народного художника СССР, лауреата четырех Сталинских премий Александра Герасимова над полотном трудились Г. Горелов, Н. Денисовский, Н. Дрючик, Р. Зенькова, А. Папикян. 

Список литературы и интернет-ресурсов

  1. И.А. Алексеев «История создания Всесоюзной сельскохозяйственной выставки», 1970-е гг., стр. 14-15
  2. «Выставочные ансамбли СССР 1920-1930-е годы. Материалы и документы», В.П. Толстой, И.В. Рязанцев, Т.Г. Малинина, Т.И. Володина, И.В. Белинцева, Н.И. Левенко. Изд-во «Галларт», М., 2006 г., стр. 425
  3. Журнал «Архитектура СССР». № 2, М. 1939 г. , Б. Хигер «Архитектура павильонов» стр. 6-7
  4. Я. Корнфельд «Архитектура выставки», стр. 13. М., журнал «Архитектура СССР», № 9, 1939 г.
  5. Архив ВДНХ (АВДНХ), Ф.1, Инд. 94, Оп. 7., Ед. хр. 4/35
  6. РГАЛИ, ф. 2943 оп. 1 ед. хр. 764 «Стенограмма объединенного заседания правления и бюро секций по обсуждению работ, выполненных художниками на ВСХВ». 19 ноября 1954 г. стр. 8, 15, 21
  7. РГАЛИ. Ф.962, оп.3, хр.2291«Справка о стоимости оформления Главного павильона ВСХВ 1951 г. Основное тематическое содержание Главного павильона, план работ по сооружению монумента Сталина, памятника Ленину и скульптуры Мичурина на территории ВСХВ (нач. 15.01.1951; окон. 19.08.1951 г. ; 147 л.)», стр. 16-21
  8. Газета «Строитель Выставки», № 94 (400), от 4 декабря 1953 г., стр. 1, статья В. Ивина «Скульптурные группы в зале Конституции Главного павильона».
  9. В. Ступин «Об архитектуре ВСХВ», стр. 9-11. М., журнал «Архитектура СССР», № 9, 1954 г.
  10. Ю.В. Щуко, П.Х. Платонов «Архитектура Главного павильона ВСХВ», стр. 19-22. М., журнал «Архитектура и строительство Москвы», № 5, 1954 г.
  11. С.В. Иванов и Н.П. Терентьев - Путеводитель «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка», Сельхозгиз, М., 1954 г., стр. 16, 23
  12. «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1954 года», под редакцией академика Н.В. Цицина, М., Сельхозгиз 1955 г., стр. 12-29.
  13. З.Г. Бежанидзе, Е.Г. Данилова, В.С. Ивин, Н.А. Кузнецов, Д.А. Немцов, Б.В. Новсков - «Главный павильон ВСХВ», путеводитель, М., Гос. Изд-во политической литературы, 1954 г., стр. 5-7, 20, 34, 54, 62, 82, 87, 118-120, 145-149.
  14. А.Ф. Жуков «Архитектура ВСХВ», изд-во «Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре», М., 1955 г., стр. 16-17, 53, 195
  15. Путеводитель «ВДНХ СССР», под общей редакцией Б.Н. Богданова. Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы, М., 1960 г., стр. 15-20
  16. А. Константинов, Л. Александров «ВДНХ СССР», путеводитель. Отдел печати ВДНХ СССР, М., 1962 г., стр. 6-7
  17. «Путешествие по союзным республикам», спутник-путеводитель по павильонам союзных республик. Отдел печати ВДНХ СССР, М., 1962 г., стр. 6-16
  18. Путеводитель «Выставка достижений народного хозяйства СССР XXIII съезду КПСС» – управление пропаганды, информации и печати ВДНХ СССР 1966 г., стр 2-3.
  19. Путеводитель «Выставка достижений народного хозяйства СССР» – управление пропаганды, информации и печати ВДНХ СССР 1966 г., стр 8-9.
  20. Юбилейная экспозиция ВДНХ СССР 1967 г., редактор-составитель В.Н. Чубатый, управление пропаганды, информации и печати ВДНХ СССР, М., 1967 г. стр. 6-7
  21. Путеводитель «ВДНХ СССР», А.Д. Сенокосов, отдел печати ВДНХ СССР, М., 1977 г., стр. 16, 26-28
  22. Издание «ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ», Том 2, «Книжный союз», М., 2009 г., стр. 91-91.
  23. Проспект «Ассамблея народов России – 1998-2008 г.», стр. 7-8.
  24. А.Н.Зиновьев «Ансамбль ВСХВ», М., 2014 г., стр.149-164

билеты
на МЕРОПРИЯТИЯ ВДНХ
Похожие публикации
архитектура 27 Ноября Павильон №9 «Юные техники» («Торф»)     архитектура 27 Ноября Павильон №18 «Республика Беларусь»