Фонтан «Золотой колос»

Когда создан, кто архитектор

Создан в 1954 году. Архитекторы — К.Т. Топуридзе и Г.Д. Константиновский, скульптор — П.И. Добрынин.

Современное состояние

Фонтан открыт после реставрации.

До этого фонтан не работал 30 лет. Его реставрация началась в 2016 году. Проводилось 3D-сканирование «Золотого колоса». Благодаря грамотной исторической работе композиции вернули облик времен 1954 года. Отделали фонтан золотой смальтой из глушеного цветного стекла. Реставраторам удалось перенести на скульптурные элементы 83,89 процента от всей площади этого материала.

Каменский пруд, над которым возвышается «Золотой колос», также привели в порядок. Его почистили впервые за все время. В результате глубина пруда стала больше на 0,79 метра — из него вынули 18 тысяч кубических метров ила и глины. Дополнительно тут обновили мостик для кормления рыб.

История создания

В центре пруда №3 посреди обширной запрудной зоны Выставки расположен третий по величине фонтан «Золотой колос» с двумя мощными насосами, позволявшими вздыматься одновременно 66 струям, 30 из которых достигали 25 метров! Насадки расположены в золотых зернах колоса в виде его усиков. Символика фонтана очевидна, потому что с древних времен колосья означали возрождение, жизнь, урожай и плодородие.

Еще в рамках разработки генерального плана ВСХВ 1937 года в 1935 году первый главный архитектор ВСХВ В.К. Олтаржевский задумал запрудную часть Выставки как зону отдыха. Среди красивых павильонов, предполагалось, будут прогуливаться люди и любоваться озером с фонтаном посередине.

Предшественник современного «Золотого колоса»

К открытию ВСХВ 1 августа 1939 года через всю территорию, от площади Колхозов (ныне Дружбы народов) вплоть до запрудной зоны, была продолжена аллея, завершавшаяся перспективой на красивые пруды. С северной стороны пруда, как и вдоль аллеи от площади Механизации (ныне Промышленности), были расположены необычные по своей архитектуре «Главконсерв», «Главтабак», «Главчай», «Главкондитер» «Главпиво», «Главхолод», «Главликерводка» и Главный ресторан. Сплав сугубо торговой и репрезентативной функции был оживлен необычным художественным решением каждого из них. И все же художественным выразителем этого разнообразия стал фонтан «Колос».

В разработке проекта фонтана и прилегающей к нему территории принимал участие архитектор И.А. Петров, ставший затем создателем еще одного необыкновенного места — Ботанического сада РАН. Изящный фонтан «Колос» был выполнен из медных листов, что выделяло его на фоне белоснежных павильонов, расположившихся на берегах пруда. Первый «Колос» едва дожил до войны — медные листы темнели и разрушались — и был демонтирован в 1949 году.

Фонтан «Колос» в запрудной зоне ВСХВ

Послевоенный «Золотой колос»

Когда в 1950–1954-х годах ВСХВ масштабно реконструировалась, в связи с аварийным состоянием фонтана было решено не просто заменить все прежние конструкции, но создать новый «Колос», что было оправданным решением в связи с изменившимся масштабом сооружений Выставки и техническим состоянием прежнего фонтана. Новый фонтан в виде гигантского колоса поднялся на высоту 16 метров наподобие «триумфальной колонны» социалистического сельского хозяйства. Автором стал «главный по фонтанам» — К.Т. Топуридзе. Он и Г.Д. Константиновский также создали легендарный фонтан «Дружба народов».

Как и фонтан «Каменный цветок», «Золотой колос» был выполнен из железобетонных элементов, облицованных золотой и красной смальтой разных оттенков. На основании, отделанном серым гранитом, были установлены огромные рога изобилия, покрытые многоцветной смальтой. А если взглянуть на план фонтана сверху, то вместе с постаментом его композиция представляет собой шестиконечную звезду, что способствует максимально широкой трактовке образно-символической стороны фонтана. Неслучайно в своей книге «Архитектура ВСХВ» А.Ф. Жуков подчеркивал взаимосвязь нового «Колоса» с окружающими его павильонами, из которых главный архитектор послевоенной Выставки выделял павильон №36 «Водное хозяйство», в своих очертаниях напоминающий древнеегипетский храм.

Интересные факты

1. Несмотря на кажущуюся оригинальность замысла, на самом деле первый фонтан «Колос» был создан под впечатлением от фонтана «Кактус» архитекторов Андре Гране и Роже-Анри Эксперта для Колониальной выставки в Париже 1931 года. Эта деталь в истории проектирования фонтана по французскому образцу указывает на общий идейный замысел В.К. Олтаржевского, который мыслил территорию выставки как ансамбль, где не только каждое звено подчинено единой концепции, но и все было создано по лучшим зарубежным образцам.

2. Во время празднования Midsummer Night's Dream 2015 возвышающийся на пруду фонтан «Золотой колос» — в советские времена символ плодородия — в ночь с 18 на 19 июля 2015 года стал объектом светового шоу. Скульптура «Золотого колоса», как портал в другое измерение, переливалась всеми цветами радуги, а когда из пруда рядом с «Колосом» поднялся шар воды, исполненный радуги, зарева, северного сияния, облаков и звездной пыли, все гости окончательно отправились в параллельный мир. Все это придумали и воплотили в реальность, вдохновившись архитектурным наследием Главной выставки страны, режиссер Живиле Жу Монтвилайте и художник Марго Трушина.

Список литературных источников и интернет-ресурсов

1. А.Ф. Жуков «Архитектура ВСХВ», изд-во «Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре», М., 1955 г., стр. 32–35.

2. А.Н. Зиновьев «Ансамбль ВСХВ», М., 2014 г., стр. 129.


Похожие публикации
Выставки 27 Марта 3D-панорама «Москва. Сорок первый. Контрнаступление»   Архитектурные объекты 27 Ноября 14 фонтанов Центральной аллеи   Архитектурные объекты 26 Ноября Фонтан «Каменный цветок»