Павильон №47 «Свиноводство» («Дом ремесел»)

Когда построен, кто архитектор

В 1954 году; А. Колесниченко, М. Ручко.

История создания

В 1939-1941 гг. на территории Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки располагался комплекс временных деревянных павильонов животноводческого городка, построенный по проекту архитектора А.О. Колесниченко, включающий в себя типовые коровники, телятники, cвинарники и многие другие постройки, характерные для любого села Советского Cоюза.

Хряк Веселый 137 (миргородская порода). Колхоз «Большевик», Миргородского района, Полтавской области. Чемпион ВСХВ 1940 г.

Матка Смородина 110 (миргородская порода). Колхоз «Заря коммунизма», Миргородского района, Полтавской области. На ВСХВ 1939 г. присужден аттестат первой степени.

Так как постройки животноводческого комплекса были деревянными, то к открытию Выставки в 1954 году было принято решение заново отстроить из кирпича новые, оснащенные по последнему слову техники здания по проекту архитектора А. О. Колесниченко и Г.Г. Cавинова.

Типовые колхозные животноводческие постройки, расположенные в северной части животноводческого комплекса включали в себя следующие строения:

  • четырехрядный коровник на 200 голов
  • двухрядный коровник на 110 голов (с кормоцехом)
  • телятник на 95 голов
  • помещение для молодняка крупного рогатого скота на 132 головы
  • овчарня на 1100 овец
  • свинарник на 38 свиноматок
  • птичник на 1300 кур
  • цыплятник на 1900 цыплят
  • прифермская молочная
  • маслодельно-сыродельный завод
  • пункт искусственного осеменения коров и кобыл

К открытию выставки после реконструкции 1954 г. для животноводческих павильонов и вольеров со всей страны было привезено множество пород животных: крупного рогатого скота, свиней, домашней птицы и др. На выставку привозили самых лучших животных – рекордсменов и гигантов.

Очередь в павильон «Свиноводство». 1956 г.

История экспозиций

В демонстрационных залах павильона «Свиноводство» было представлено 300 животных, предоставленных лучшими хозяйствами из различных регионов Советского Союза. Значительное внимание в экспозиции уделялось методам выведения лучших отечественных пород и приемам работы свиноводов-передовиков, добившихся выдающихся показателей по плодовитости, скороспелости и откормочным качествам свиней. В павильонах было представлено такое разнообразие пород свиней, которые уже и не встретишь на постсоветском пространстве нашей огромной Родины. Например колхоз «Кайя», Смилтенского района, Латвийской ССР вывел специальную породу свиней, которая шла только на изготовление бекона. Это помесь крупной белой с латвийской белой породной группой. Такие свинки в шесть с половиной месяцев уже весили 100 кг.

Живых обитателей-рекордсменов – огромных свиней, молочных коров, породистых лошадей демонстрировали на выводном кругу, напоминающем небольшой стадион. Специалисты на выставке знакомились с новейшими разработками в области выращивания и содержания животных, обменивались профессиональным опытом.

Специалисты ВСХВ вели большую научную, образовательную и культурную работу. В павильонах проводились семинары, читались лекции, демонстрировались научно-популярные, документальные и художественные фильмы в специально оборудованных для этого помещениях и кинозалах. У входа в каждую из сельскохозяйственных построек стояли стенды, рассказывающие посетителям о хозяйствах, демонстрирующих свой скот, о передовых колхозных фермах, о лучших колхозных животноводах и др.

У павильона «Свиноводство»

Интересно, что в каждом павильоне участники Выставки совершенно бесплатно консультировали посетителей по вопросам, связанным с методами своей работы в передовых колхозах и совхозах Советского союза. Комплекс, посвященный свиноводству, включал в себя три здания: «Свиноводство-1», расположенного вдоль выводного круга (cейчас в этом здании находится «Дом ремесел»), а так же «Свиноводство-2» и «Свиноводство-3», расположенные за его пределами.

Здания были построены в таком же «народном» стиле, как павильоны овцеводства и крупного рогатого скота. Cветлые, оштукатуренные стены подчеркнуты линиями кирпичной кладки. Вход в первый павильон украшают барельефы свиноматки крупной белой породы и хряка Драчуна 7679 — сына Драчуна 709, который был внуком Драчуна 4805 — чемпиона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1940 года. В вводных залах первых двух свиноводческих павильонов можно было увидеть стены, посвященные свиноводству в Советском союзе, а натуральный показ животных производился во всех трех зданиях. Всего демонстрировалось около 300 животных.

В первом павильоне посетители видели высокопродуктивных хряков и маток плановых пород. Второй павильон демонстрировал животных различных породных групп. Третий павильон - откормочных животных. К тому же посетители наблюдали специальную подвесную дорогу для транспортирования кормов. Во внутреннем дворике между павильонами располагался небольшой выводной круг для показа животных.

Интересно описание экскурсии по павильонам в журнале «Работница» (№8, 1954 г.):

Чтобы попасть в павильоны «Свиноводство» не надо заглядывать в путеводитель. Вы найдете их по задиристому визгу молодняка, сердитому хрюканью мощных «Драчунов», «Рубинов» и других заслуженных чемпионов свиного мира... Каких только пород здесь нет! Крупная белая, ливенская, миргородская... Cвиноматки с поголовьев в 30 поросят, дающие за год по 10 тысяч рублей дохода, хряки в 300 килограмм весом...

А вот еще новинка. Четыре здоровенные полуторагодовалые свиньи энергично хлопают крышками кормушки, c аппетитом уплетают комбикорм, который засыпается сюда 1 раз в 3-5 дней.
- И больше ничего им не даете? - спрашивают экскурсанты.
- На прогулке они получают зелень, - отвечает свинарка, - люцерну (род однолетних и многолетних трав или полукустарников семейства бобовые, объединяющий 103 вида; в сельском хозяйстве используют в качестве корма для скота, заготавливают на сего и делают сенную муку), клевер.
- И как прибавляют?
- Килограмм в сутки.

Экскурсанты зарисовывают кормушку, записывают ее размеры. Интересуют их и автопоилки, которые здесь установлены.

Свинья-рекордсменка Волшебница мневниковского колхоза «Всходы», 1937 г.

Хряк Дельфин 9627. Племсовхоз «Индустрия» Минской области. Чемпион ВСХВ 1954 г.

Хряк Самсон 2413. Племсовхоз «Большое Алексеевское Московской области. Резервный чемпион ВСХВ 1954 г.

Свиноматка Июнька 2100. Колхоз «Буденовец» Междуреченского района Вологодской области. Присужден аттестат 1 степени ВСХВ 1954 г.

Породистый хряк Леопард из племсовхоза «Никоновское», Московской области

Хряк Самоучка. Чемпион ВСХВ в 1958 г. (4 года, вес 451 кг.)

В 1990-е годы знаменитых чемпионов ВСХВ, населяющих павильоны «Свиноводство», сменяют разного рода арендаторы, здание по своему прямому назначению не используется, задорного хрюканья свинок больше не слышно. Однако в 2016 году в павильоне закипела работа. Открылся Парк ремесел – новое пространство общественных мастерских на ВДНХ, объединяющее на своей территории ремесленников, реставраторов, художников и промышленных дизайнеров, занимающихся переосмыслением традиций ручного труда.

Современное состояние

В данный момент в павильоне располагается «Дом ремесел» — часть ПАРКА РЕМЕСЕЛ НА ВДНХ. Это новое пространство общественных мастерских на ВДНХ, объединяющее на своей территории ремесленников, реставраторов, художников и промышленных дизайнеров, занимающихся переосмыслением традиций ручного труда.

Интересные факты

1. Фильм "Свинарка и пастух" (реж. И.Пырьев, "Мофильм" 1941 г)

Рассказывая о довоенной ВСХВ нельзя не упомянуть легендарную картину «Свинарка и пастух», который вышел на экраны в ноябре 1941 года. Для миллионов советских людей он навсегда останется главным символом нашей выставки, хотя критики сразу же после выхода на экраны окрестили кинокартину «деревенским лубком». Фильм часто показывали во всех частях Красной Армии, воодушевляя бойцов на защиту страны.

Афиша фильма «Свинарка и пастух»

Идею фильма «Свинарка и пастух» режиссеру Ивану Александровичу Пырьеву подсказала палехская шкатулка, которую он купил на сельскохозяйственной выставке. На ее крышке была изображена идиллическая сценка: ангелоподобный пастух играл на свирели, а босоногая девушка в окружении поросят его слушала. Эта картинка и вдохновила режиссера на создание фильма. Главную роль cвинарки Глаши в фильме исполнила супруга режиссера Марина Алексеевна Ладынина. Работать над фильмом «Свинарка и пастух» Пырьев начал в феврале 1941 года. На съемочной площадке Ладыниной приходилось нелегко - Пырьев был с ней так же строг, как и с другими актерами, хотя сама роль давалась Марине легко.

С первой сцены я почувствовала себя Глашей, а я ею и была в жизни, потому что приехала из сибирского села, - позже вспоминала актриса. - Глаша была моя, из моего детства и юности. Это действительно моя самая любимая роль». Лишь в одной сцене актриса испытала трудности. Ладынина не любила свиней, а по сценарию ей приходилось обогревать их своим дыханием, так как они рождались бездыханными и казались мертвыми, родившись в холодном хлеву в зимнее время. А так как, героиня Ладыниной Глаша, побывав на Выставке и увидев свиноматок-рекордсменок, тоже решила, что ее любимица способна дать приплод в 30 с лишним поросят, то каждого родившегося поросеночка лелеяла как младенца! «Самое сложное было рассчитать дозу снотворного, - рассказывала позже Марина Алексеевна, - на вес маленького поросенка и на время, необходимое для съемок дубля. Как ни старалась актриса быть волшебницей, без поросячьих жертв не обошлось. «Я его беру, а он - уиик! - и подох».

Сцена из фильма «Свинарка и пастух», снимавшаяся на ВСХВ в 1941 году под бомбами фашистов

Пырьев долго не мог найти актера на роль пастуха Мусаиба. Сыграть пастуха желали десятки кавказцев, живущих и в Москве, и в Тбилиси, но ассистент режиссера пригласил на пробы еще и русского актера Владимира Зельдина, часто игравшего в театральных постановках героев-любовников и очень похожего на грузина. Молодой артист сразу понравился Пырьеву, но окончательное решение режиссер принял не сразу. Владимир Зельдин вспоминал:

Мне безумно захотелось играть Мусаиба. И кстати, все женщины съемочной группы выбрали именно меня. Чтобы определиться с выбором, Иван Пырьев решил снять заключительную сцену из крупных планов, когда Мусаиб приезжал в деревню, а Глаша стояла под венцом. В просмотровый зал режиссер пригласил всех женщин - участниц массовки, костюмерш, реквизиторов. «Показав эпизод со мной, Иван Александрович спросил, нравится ли герой, вызывает ли симпатию. Ответ был утвердительный. После этого со мной заключили договор, и началась работа над фильмом.

Сообщение о начале войны застало киногруппу в поезде во время возвращения из Кабардино-Балкарии. «Вечером вошел проводник и сказал, что немцы выступили против нас. Никто сначала не поверил. И только на вокзале узнали, что действительно началась война», - вспоминал Владимир Зельдин. Вся съемочная группа отправилась в Москву. Иван Пырьев пошел на фронт добровольцем, а Ладынина с трехгодовалым сыном на руках осталась в опустевшей Москве. Владимир Зельдин был направлен в танковую школу, но вскоре по указанию Сталина всем участникам съемок была предоставлена бронь. Работа над фильмом спасла жизнь Владимиру Зельдину, а все его товарищи по танковой школе погибли в первые месяцы войны. «Сибирь мы снимали в павильонах «Мосфильма». Выстроили на его территории деревню, где жила Глаша, в которую был влюблен мой Мусаиб. И, надо сказать, сработано все было без скидок на военное время. А сцены на выставке снимали прямо на ВСХВ. Наша профессия заставляет иногда отключаться от жизни, не зависеть от внешних обстоятельств. Работали как-то весело, без конца шутили. Да, город бомбят, с питанием начались перебои, военные сводки не радуют. Но мы имеем возможность заниматься своим делом и погружаемся в него с головой. Пока шли съемки, жизнь словно отодвигалась на второй план. Начинался налет - прятались в каком-то самодельном блиндаже. Кончался - продолжали», - вспоминал Владимир Зельдин.

2. Детские стихотворения про Выставку

Конечно взрослым читателям журналы и газеты рассказывали о свиноводстве языком цифр и интересных фактов. Ну, а что же предлагалось совсем юной аудитории? В 1958 году во всех книжных магазинах нашей Родины появляется замечательная книга «Посмотрим выставку» (издательство «Детгиз»), которую написала Елизавета Яковлевна Тараховская (русская поэтесса, драматург и переводчик). Елизавета Яковлевна переводила на русский язык стихи для детей поэтов К. Мухаммади (Узбекистан), М. Бараташвили (Грузия), А. Босева и многих других. Интересно, что в московском театре кукол им. C.В. Образцова идет написанная поэтессой сказка «По щучьему велению».

Обложка книги «Посмотрим Выставку» (автор Е.Ттараховская, 1958 год)

Отдельное стихотворение в этой замечательной книжке посвящено свинке Волшебнице.

Пищу витаминную
Волшебнице дают,
На дорожку длинную
Погулять ведут.

Каждый день, как правило,
Проверяют вес:
Сколько, мол, прибавила?
Хорошо ли ест?

И ведут в лечебницу,
Под прохладный душ.
Деток у Волшебницы
Чуть не двадцать душ!

Лампочкою кварца
Греют их с утра,
А похлебка сварится -
Завтракать пора.

Тут и мякоть хлебная,
Трав густой настой...
Впрямь житье волшебное
У семейки той!

3. Почему свиней называют Леопардами 2897 и Самсонами 2413? Секреты селекции. 

В 1928 году советскими учеными М.Ф. Ивановым и Н.Н. Завадовским был разработан метод так называемого «кольцевания» линий. Сущность его сводится к замыканию родословной в своего рода «кольцо» путем спаривания животных, полученных от одного выдающегося родоначальника. Таким образом, были получены хряк Леопард 2897, Леопард 681, Тайга 6648, Драчун 2637. Высокий эффект в стаде дало умелое скрещивание инбредных линий Драчуна и Леопарда, от которых получены высокопродуктивные матки Тайга 2112 и Тайга 3782, отец которых Драчун 9779, удостоенный аттестатом первой степени ВСХВ.

По данным И. Швейко и В. Рыбалко материнские стада породы в настоящее время состоят из 15 семейств свиноматок, из которых самые многочисленные семейства Волшебницы - 25% и Черной Птички - 21%. Их многоплодие составляет соответственно 11,2 и 11,3 поросенка, молочность 52,0 и 52,4 кг, отъемная масса гнезда 177,4 и 180,5 кг. Лучшими индивидуальными сочетаниями пар обладали матка Соя 59522 с хряком Дельфином 69629 и матка Черная Птичка 6248 с хряком Драчуном 8849. Их продуктивность составила соответственно: многоплодие 12 и 13 поросят, молочность 54 и 53 кг и отъемная масса гнезда 201 и 205 кг.

Поэтому на ВСХВ можно было увидеть и многочисленные поколения Волшебниц, Черных птичек, Драчунов, Дельфинов, Леопардов, Фельдмаршалов, за чьими именами шли цифры в лучших традициях величания королей.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов

  1. «Ансамбль ВСХВ. Архитектура и строительство», А. Н. Зиновьев; Москва, 2014 г.
  2. «Животноводство на Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставке», под редакцией заместителя директора ВСХВ - В. И. Тихомирова, Государственное издательство Сельскохозяйственной литературы, Москва, 1954 г.
  3. Журнал «Работница», №8, 1954 г.
  4. Книга «Посмотрим выставку», Тараховская Е.Я., издательство «Детгиз», Москва, 1958 г.
  5. Cтатья «Из истории павильонов ВДНХ». Российский государственный архив технической документации http://rgantd.ru/nauchnye-trudy-i-publikatsii/iz-istorii-pavilonov-vdnkh.shtml
  6. Книга «Породы свиней», cоставитель Е. Бояркина, издательство Министерства сельского хозяйства РСФСР, Москва, 1956 г.
  7. Сайт «Ветеринарная медицина»: статья «Миргородская порода свиней»
    http://veterinarua.ru/svinovodstvo/97-svinovodstvo/1444-mirgorodskaya-poroda-svinej.html
  8. Детская энциклопедия www.de-ussr.ru: статья «Свиноводство» http://de-ussr.ru/rast/narhoz/svinovodstvo.html

  9. Cайт www.mos-history.ru Cтатья «ВДНХ – главная выставка страны», автор статьи Дмитрий Стрункин
    http://mos-history.ru/portfolio/vdnkh/
  10. Сайт www.pastvu.com
  11. ЖЖ-блог kapuchin: статья «Кунцевский район: свинья Волшебница, тепличное овощеводство, фото 1937-39 годы» http://kapuchin.livejournal.com/790571.html
  12. Cайт «Чтобы помнили» www.chtoby-pomnili.com: статья «Ладынина Марина Алексеевна»
    http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1243
  13. Сайт www.kinomania.ru: афиша к фильму «Свинарка и пастух»
    http://www.kinomania.ru/film/34042/posters/87723/
  14. Cайт ВДНХ «Парк ремесел» http://remesla.vdnh.ru/about/