Павильон №28 «Пчеловодство»

Когда построен, кто архитектор

В 1954 году по проекту архитектора Освальда Стапрана.

Изменение названия

До 1959 года — «Главхлеб», в 1959–1961 годах — «Хлебопекарная промышленность», с начала 70-х — «Пчеловодство».

Современное состояние

19 октября 2017 года в обновленном павильоне №28 на ВДНХ открылся музей «Пчеловодство».

В выставочном павильоне Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы организовано несколько основных зон:

  • постоянная научно-историческая экспозиция — в ней представлены одежда, инструменты бортника 300-летней давности и современного пчеловода, а также исторические артефакты, связанные с этим промыслом в Древней Руси, восковые свечи, посуда для хранения меда и др.;
  • торгово-выставочное пространство с широким ассортиментом натуральной продукции пасечников и памятными сувенирами;
  • интерактивно-игровой и мультимедийный залы, где посетители могут принять участие в тематических играх, посмотреть фильмы о жизни пчелы, увидеть макеты пчел, а также макеты животных, птиц и насекомых, которые в природной среде являются их помощниками или врагами.

Режим работы: c 1 ноября 2017 года с 11:00 до 19:00, кроме санитарного дня (последняя пятница месяца).

Экспозиционно-выставочное пространство «Пчеловодство» осуществляет прием одиночных посетителей и экскурсионных групп.

Стоимость посещения:

  • Для ребенка до 14 лет в будни — 300 руб.
  • Для ребенка до 14 лет в выходной — 500 руб.
  • Для взрослого в будни — 500 руб.
  • Для взрослого в выходной — 700 руб.
  • Льготный билет: пенсионеры, инвалиды II и III группы, студенты, сопровождающий инвалида I группы — 250 руб.
  • Бесплатный билет — ветераны ВОВ, инвалиды I группы.

Экскурсионное обслуживание для групп осуществляется на основе предварительной заявки. В экспозиционно-выставочном пространстве разрешена бесплатная любительская фото- и видеосъемка без использования штатива, вспышки и дополнительного освещения.

Телефон: +7(495)188-98-98

Сайт: пчелавднх.рф

Посещение павильона до 1.11.17 по предварительной заявке. После 1.11.17 согласно графику работы павильона.

История создания

К открытию ВСХВ 1954 года появляется небольшой торговый павильон «Главхлеб», построенный по проекту архитектора Освальда Cтапрана, одного из соавторов ныне утраченной гостиницы «Москва».

Отсутствие ордерной системы (тип архитектурной композиции, который возник из стоечно-балочной конструкции эллинского зодчества), упрощенно прорисованная решетка парапета со стилизованными колосьями и звездами, а также несимметрично пристроенная веранда кафе говорят нам о том, что архитектор работал по канонам позднего ар-деко (происходит от французского art deco — названия парижской выставки 1925 г. (Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes, русск. — Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств). Ар-деко — популярный в 1930-е и 1940-е годы стиль в архитектуре, живописи и моде. Отличительной чертой стиля являются строгие геометрические и этнические формы, богатые орнаменты и роскошные современные материалы, иначе этот стиль называли ребристым.

В здании мы видим большие окна-витрины на фасаде, над которыми находятся лепные розетки. Вход в павильон решен строго по центру основного объема, пространство над дверями украшает эмблема «Главхлеба» СССР с изображением типового завода-автомата (подобные полностью автоматизированные конвейерные заводы по производству хлеба появляются в СССР в 1930-е годы, когда хлебопекарная промышленность только начала зарождаться в стране Cоветов) в пышном обрамлении из различных растений и плодов. Углы здания фиксируют мощные пилоны (от греч. pylon — ворота, вход, массивные столбы, cлужащие опорой арок, перекрытий, мостов и стоящие по сторонам входов или въездов).

Для современного человека название павильона звучит несколько странно, однако на территории выставки находилось несколько торговых павильонов, имеющих такие названия, как «Главликерводка», «Главкондитер», «Главконсерв», «Главтабак», «Главхладпром». История «главков» начинается 29 июля 1934 года, когда по распоряжению И.В. Cталина появляется Народный комиссариат пищевой промышленности СССР, регулирующий эту индустрию в СССР. В управлении Наркомата находилось огромное количество разных «главков» с самыми причудливыми названиями: «Главмукомол», «Главжирмасло», «Главфруктовод» и многими другими — вот почему почти все самые важные отрасли пищевой промышленности были представлены на Главной выставке страны.

Этикетка от печенья «Лимонное», произведенного на предприятии «Главхлеба»

История экспозиций

Интересно, что согласно плановому заданию 1949 года в павильоне «Главхлеб» должен был размещаться не только магазин по продаже хлебобулочных изделий, но и цех по производству пончиков и бубликов. Кроме того, в павильоне располагалось кафе с открытой террасой, где и торговали горячими бубликами, калачами (белый хлеб, выпеченный в виде замка с дужкой), пончиками, пирожками и холодным молоком.

До 1959 года павильон носит название «Главхлеб», а в 1959–1961 годах павильон переименовывают в «Хлебопекарную промышленность». В течение примерно 20 последующих лет павильон использовался как площадка для различных тематических выставок, но уже в 1970-е годы в павильоне «Главхлеб» появляется экспозиция, посвященная пчеловодству. Также меняется название на фасаде.

Интересные факты

1. Ранее, в 1939 году, на ВСХВ уже был павильон «Пчеловодство», не сохранившийся до наших времен — о нем вы можете прочитать в разделе «Несохранившиеся павильоны».



2. Интересно, что мировую известность павильону принесла скандально знаменитая выставка московских художников-авангардистов, проходившая здесь c 19 по 26 февраля 1975 года.

Участники выставки художников-авангардистов, организованной в павильоне «Пчеловодство» в 1975 году.

Сидят: Н. Вечтомов, О. Рабин, Л. Мастеркова, А. Харитонов, Д. Плавинский, В. Яковлев, Э. Штейнберг, А. Тяпушкин, П. Беленок, О. Кандауров.
Стоят: О. Целков, В. Янкилевский, В. Немухин, Э. Дробицкий, А. Юликов, И. Снегур, В.Калинин, В. Пацюков.

В ней участвовали двадцать живописцев, имевших наиболее тесные связи с иностранными дипломатами и журналистами. Инициаторами выставки выступили художники В. Немухин и Д. Плавинский.

Выставка художников-авангардистов в павильоне «Пчеловодство»

Выставка художников-авангардистов в павильоне «Пчеловодство»

Интересно, что выставка была организована по личному одобрению и под патронажем Юрия Андропова. На открытии выставки присутствовали такие известные личности, как актер В. Высоцкий, поэт Е. Евтушенко, режиссер Ю. Любимов, Г. Костаки (крупнейший советский коллекционер, в собрании которого было около 2000 работ художников-авангардистов, большая часть их была передана в дар Государственной Третьяковской галерее).

Несмотря на большой поток посетителей и внимание со стороны творческой элиты Советского Союза выставка получила многочисленные негативные отклики в прессе. Вот один из таких негативных отзывов в статье «Авангард мещанства», опубликованный в газете «Вечерняя Москва» за 10 марта 1975 года. Поразительно, что автор «ругает» произведения искусства, ставшие известными на весь мир, за которые вскоре коллекционеры готовы были выложить сотни тысяч долларов.

«…Общеизвестно: авангардом называется передовая, ведущая часть общества или класса; авангардисты — значит новаторы, первооткрыватели. Что же новаторского видим мы на этот раз? Большинство работ — лишь робкое повторение (мягко выражаясь) тех открытий или экспериментов формального порядка, которые были за последние 75–80 лет в русском и европейском искусстве. Это мое утверждение легко проверить: возьмите альбомы, полистайте, и вы увидите, что нынешние «авангардисты» заимствуют все, что попадается им на глаза. Здесь и «Мир искусства», и абстрактный импрессионизм, начало «поп-арта» и «новая вещественность», «наивные» и «кинестеты» — словом, с миру по нитке — «авангардисту» рубашка.

Известно, что повторение — мать учения, но известно также, что повторение в искусстве — смертельный враг творчества. Хорош авангард, плетущийся в обозе истории!

Ну, а в чем же причина возникновения «авангарда»? По-моему, не следует относить ее только за счет западных влияний. Подобная «общественность интересов» имеет определенную почву. Если истинный художественный поиск — всегда открытие новых сторон жизни, новых характеров, то «авангардисты», как ни парадоксально, плетутся в хвосте, цепляются за все самое ущербное и отжившее, что когда-либо было в искусстве.

Суть подобного рукоделия от искусства уже ясно и исчерпывающе определил М. Горький: «Что им делать в битве жизни?» И вот мы видим, как они тревожно и жалко прячутся от нее, кто куда может — в темные уголки мистицизма, в красивенькие беседки эстетики, построенные ими на скорую руку из краденого материала; печально и безнадежно бродят в лабиринтах метафизики и снова возвращаются на узкие, засоренные хламом вековой лжи тропинки религии, всюду внося с собой клейкую пошлость, исторические стоны души, полной мелкого страха, cвою бездарность, cвое нахальство, и все, до чего они касаются, они осыпают градом красивеньких, но пустых и холодных слов, звенящих фальшиво и жалобно…

Точнее о содержании выставок, которые были показаны, сказать невозможно».

Следующая выставка художников-авангардистов открылась в Доме культуры ВДНХ с 20 по 30 сентября 1975 года, на которой было показано уже 522 работы. Но это совсем другая история...

Список использованной литературы и интернет-ресурсов

  1. «Популярная художественная энциклопедия», под ред. Полевого В.М.; Москва, Издательство «Советская энциклопедия», 1986 г.
  2. «Ансамбль ВСХВ. Архитектура и строительство», А.Н. Зиновьев; Москва, 2014 г.
  3. Газета «Вечерняя Москва», 10 марта 1975 г.
  4. Фонд культуры «Екатерина» www.ekaterina-foundation.ru. Cтатья о выставке «Игорь Пальмин. Past Rerfect».
  5. Cайт «Москва и москвичи» www.m-mos.ru. Статья «От раздавленного авангарда до расстрелянного пейзажа», автор Владимир Нагапетьян.
  6. «Бульдозерная выставка», В. Агамов-Тупицин; Москва, 2014 г., Издательство «Ад Маргинем Пресс».
  7. ЖЖ-блог DIPART.
  8. Cайт музея «ГАРАЖ» «В ближнем круге». Интервью Саши Обуховой с Георгием Кизевальтером.

Стоимость
Для ребенка до 14 лет в будни — 300 руб. / Для ребенка до 14 лет в выходной — 500 руб. / Для взрослого в будни — 500 руб. / Для взрослого в выходной — 700 руб. 
Льготный билет: пенсионеры, инвалиды II и III группы, студенты, сопровождающий инвалида I группы — 250 руб. 
Бесплатный билет — ветераны ВОВ, инвалиды I группы. 
 
Расписание
ежедневно
С 11:00 до 19:00
Контакты
+7 (495) 188-98-98
http://пчелавднх.рф
билеты
на МЕРОПРИЯТИЯ ВДНХ