В честь Всемирного женского дня мы совершили беспримерный подвиг: сосчитали все женские изображения, которые встречаются на Выставке в скульптурах, панно, горельефах, росписях и т.д. Всего получилось 173 штуки. Однако писать обо всех женщинах по понятным причинам невозможно, поэтому мы выбрали из них десять самых интересных — привлекающих своей историей и красотой.

«АЛЬПИНИСТКА»

«АЛЬПИНИСТКА»

Начиная с середины 1950-х годов возле павильона «Физкультура и спорт» днем и ночью борется со стихией женщина с ледорубом в руках. Работа принадлежит выдающемуся советскому скульптору и альпинисту, заслуженному мастеру альпинизма Евгению Абалакову. Сам он совершил восхождения не менее чем на 50 вершин, первым покорил пик Коммунизма (7495 метров), преподавал в школе военного альпинизма, в общем — знал, о чем идет речь. Недаром «Альпинистка» по сей день привлекает к себе поразительной живостью позы и напоминает о том, что женщины покоряют вершины не хуже многих мужчин.

«КАРЕЛЬСКАЯ КРЕСТЬЯНКА»

«КАРЕЛЬСКАЯ КРЕСТЬЯНКА»

На поразительно красивом деревянном фронтоне павильона «Карелия» («Карело-Финская ССР») можно видеть спокойную, небольшого роста фигуру крестьянки в типичном северном платье прямого фасона с оборками. Этот монументальный рельеф сделал советский скульптор Л. Кардашев. По замыслу фигуры на фронтоне должны были быть посвящены основным отраслям народного хозяйства Карелии — земледелию, лесному хозяйству, животноводству и рыболовству. Однако у девушки в руках мы видим не лопату, а карандаш и книгу, что несомненно символизирует тягу карельской крестьянки к интеллектуальному росту.

«КОЛХОЗНИЦА С ФРУКТАМИ»

«КОЛХОЗНИЦА С ФРУКТАМИ»

С 1954 года в белом здании с ротондой располагался павильон «Главкондитер», включая кафе-кондитерскую с садом и верандой, затем там поселился Иностранный отдел ВДНХ СССР, а сегодня павильон занимает ресторан «Московское небо». Однако в ротонде по-прежнему, неизменно стоит фигура колхозницы с корзиной фруктов. Ее нечеловеческая, почти божественная красота, видимо, объясняется тем, что скульптор — Марианна Ярославская, дочь известного советского партийного деятеля Емельяна Ярославского, — обучалась искусству лепки в Женевской школе изящных и промышленных искусств. А в середине 30-х годов она посещала студию испанского скульптора Викторио Мачо — создателя многочисленных монументов в парках и садах Мадрида.

«ЖНИЦА»

«ЖНИЦА»

Павильон «Центросоюз» (впоследствии «Атомная энергия» и «Легкая промышленность») должен был демонстрировать значение потребительской кооперации, подчеркивать развитие товарной связи между городом и деревней. Поэтому на крыше с 1954 года стоят скульптуры рабочего и колхозницы работы В. Циммермана. В отличие от утонченной «Колхозницы с фруктами», эта женщина себя в обиду явно не даст.

«КОМБАЙНЕРКА»

«КОМБАЙНЕРКА»

На крыше павильона «Космос» стоят две статуи — «Тракторист» и «Комбайнерка» работы студентов-архитекторов под руководством знаменитого советского скульптора С. Меркурова. Обе фигуры напоминают о том, что когда-то павильон был посвящен успехам и достижениям механизации сельского хозяйства. Комбайнерка задумчиво глядит на северо-восток, опершись спиной о сноп пшеницы. Рост женщины — 8 метров. Тело бетонное, с покрытием из золотой смальты. Вот уже 64 года она сжимает в руках руль от советского комбайна «Сталинец-4». Эта прекрасная популярная модель 40–50-х годов, оснащенная двигателем ЗИС мощностью 55 л.с., позволяла обрабатывать 2 гектара зерновых в час, причем работать на нем можно было даже ночью.

«ЗВЕРОВОД»

«ЗВЕРОВОД»

На входе в «Городскую ферму» стоит изящная девушка-зверовод со щенками чернобурой лисицы на руках. У ног женщины взволнованно прыгает лисица-мать, как бы упрашивая вернуть ей детей. Эта мощная скульптура, пробуждающая в посетителях глубокие родительские инстинкты, была создана скульптором К. Кошкиным в начале 1950-х годов, в период реконструкции ВСХВ — ВДНХ.

«РОДИНА-МАТЬ»

«РОДИНА-МАТЬ»

Главный акцент павильона «Республика Беларусь» — круглая башня, увенчанная большой скульптурой колхозницы со снопом и венком в руке. В первоначальном проекте павильона фигурировал «воин-белорус с гербом республики», однако в ходе длительных обсуждений было решено украсить башню женской фигурой, которая символизировала бы Родину-мать, признательную воинам за свое спасение. Автор скульптуры — А. Бембель, один из авторов мемориального комплекса «Брестская крепость» и, что интересно, автор памятника Д. Менделееву перед зданием МГУ.

«ДЕРЕВЕНСКИЕ ДЕВУШКИ»

«ДЕРЕВЕНСКИЕ ДЕВУШКИ»

С крыши павильона «Земледелие» (до 1964 года «Украинская ССР») радостно машет венком красивая рослая девушка с полевыми цветами в волосах. Собственно, таких девушек на крыше целых четыре — все они облицованы золотой смальтой и все приветствуют народ-победитель: в целом идея триумфальной композиции перекликается с монументом на павильоне «Беларусь». Авторы скульптур — А. Антропов, И. Слоним, С. Рабинович и Н. Штамм.

СОВЕТСКАЯ «ФЛОРА»

СОВЕТСКАЯ «ФЛОРА»

Павильон «Цветоводство и озеленение» — редкий пример архитектуры советского брутализма. Несмотря на это, над проходом расположено изображение нежного женского профиля «Флора», исполненное Ю. Александровым. Вот как вспоминает о его происхождении архитектор «Моспроекта-4» Геннадий Астафьев, один из создателей павильона: «В качестве заказчика нашу работу принимала будущая директриса этого павильона Камилла Алексеевна, очень темпераментная дама, у которой бывали замечания по проекту. Но главный архитектор ВДНХ Леонид Иосифович Мариновский помог нам протолкнуть наше решение. Однако после сдачи объекта мы уже не имели возможности влиять на его судьбу, хотя и предложили решение по экспозиции. Камилла Алексеевна по-своему разбила пространство павильона перегородками, по-своему его украсила, и первоначальный образ был сильно нарушен. В целом понятно желание сделать пространство более человечным и мягким, не всем нравится архитектура такого рода. Но в то время нам было важно показать, что современная архитектура многолика, не обязательно должна представлять стеклокристаллическую решетку, а может принимать более сложные скульптурные формы. Также нам было важно избежать помпезности, свойственной большим объектам ВДНХ, и подчеркнуть необычность данного сооружения. Юрий Александров увековечил Камиллу Алексеевну в скульптуре — в профиль «Флора» один к одному похожа на нее».

«МАТЬ ТРОИХ ДЕТЕЙ»

«МАТЬ ТРОИХ ДЕТЕЙ»

Судьба этой скульптурной композиции — в частности, бронзовой матери троих детей — довольно любопытна. С 1959 по 1961 год несуществующий ныне павильон «Ветеринария» был переименован в «Здравоохранение и медицинскую промышленность». Скульптура «Семья» стояла в колоннаде этого павильона, как бы символизируя победу бесплатного советского здравоохранения над капиталистическими заболеваниями. Однако в середине 1960-х годов павильон вновь стал называться «Ветеринария», и «Семью» перенесли в сквер к павильону «Юные натуралисты». С тех пор там она и стоит, и кормящая мать троих детей мирно улыбается, глядя на бесконечный поток посетителей.

КОНТАКТЫ ДЛЯ ГОСТЕЙ ВДНХ:
Телефон: +7(495)544-34-00
Эл. почта: info@vdnh.ru

КОНТАКТЫ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ:
Телефон: +7(495)748-34-20
Эл. почта: press@vdnh.ru


БИЛЕТЫ
НА МЕРОПРИЯТИЯ ВДНХ
НОВОСТИ И АНОНСЫ ВДНХ
Подписаться