На этой неделе в фокусе совместного проекта Департамента культурного наследия города Москвы и ВДНХ — павильон №58 «Земледелие» («Украинская ССР»), знаменитый своей колоритной керамической облицовкой фасада, скульптурными группами у входа и украшенным мозаикой лепным гербом. Уже в конце сентября с «Земледелия» начнут снимать строительные леса, и посетители Выставки увидят богатый внешний декор павильона после первой комплексной реставрации. На данный момент в павильоне проходят последние этапы реставрации внешнего облика. 

Павильон возвели к открытию ВСХВ в 1954 году по проекту архитектора Алексея Тация — во многом он повторил форму и декор довоенного здания. Сначала он назывался «Украинская ССР», а в 1964 году, с переходом ВДНХ на отраслевой принцип, в нем разместилась экспозиция «Земледелие». К началу реставрации здание находилось в аварийном состоянии — более 20 лет павильон стоял неотапливаемым и фактически разрушался. 

Яркий керамический декор

Одна из отличительных особенностей «Земледелия» — яркий керамический декор, которым украшен фасад павильона. Керамика встречается и в других местах ВДНХ, например на фасаде павильона №14 или на облицовке колонн павильона «Физика», но только здесь она используется в столь большом количестве. На фасаде есть множество не очень больших керамических барельефов, на которых изображены подсолнухи, пчелы, петухи, кукуруза, бараны, маки и многое другое. А не обратить внимания на масштабную группу «Изобилие» над главным входом практически невозможно — она выполнена в необычной технике, которая сочетает участки смальты с цветной керамикой (ее обожгли в цехах Киевского экспериментального керамико-художественного завода и смонтировали здесь). На иллюстрациях изображен процесс изготовления мягкой модели подсолнуха из входной группы — перед восстановлением утраченных фрагментов реставраторы делают модель в пластилине.

«Сначала мы провели реставрационную расчистку, смыли плотные сажистые загрязнения, далее убрали следы цемента, краски, эпоксидной смолы. После снятия всех загрязнений с поверхности при помощи бормашины мы приступили к докомпоновкам, восстановлению утраченных элементов. Потом мы сделаем тонировки и нанесем специальный защитный слой», — объясняет технологический процесс Екатерина Чеверова, реставратор художественных изделий и декоративных предметов второй категории.

Колеровка каждого элемента 

Реставраторы по керамике работают практически как живописцы — сосредоточенно колеруют масляно-акриловыми красками каждый элемент, чтобы восстановленные фрагменты ничем не отличались от оригинальных. Как и на многих других павильонах ВДНХ, в оформлении «Земледелия» обильно используется смальта. Ей декорированы четыре скульптуры, которые стоят по углам здания. Девушки с венками на вытянутых руках стоят на вылете кровли и придают облику павильона драматичность. Из-за отсутствия должного ухода и своевременной реставрации со временем с них начала отлетать смальта.

«После натурного обследования в 2015 году мы с реставраторами зафиксировали аварийное состояние четырех женских статуй по углам крыши павильона. Мы приняли решение укрыть их защитными тепляками до начала реставрации — чтобы потом можно было провести комплексное обследование всех конструкций и начать их восстановление», — говорит советник руководителя Департамента культурного наследия города Москвы, куратор реставрационных работ на ВДНХ Логинова Юлия. Уже в конце сентября защитные конструкции начнут демонтировать, и скульптуры предстанут во всем блеске после временного заточения на три сезона.

«Гауди советского периода»

На «Земледелии» есть не только скульптуры, декорированные смальтой, но и виртуозно исполненный смальтовый герб Украинской ССР, который находится у основания ажурной башни со шпилем. «Входной герб уникален — ни на одном другом павильоне ВДНХ нет такой мелкой мозаики с таким обилием цветовых решений. Его технология очень сложна, в панно есть точечные включения мозаичных тессер (мозаичных кубиков. — Прим.). Можно даже сказать, что герб — своего рода Гауди советского периода», — отмечает Юлия Логинова.

Разводной ключ и сталеварский ковш

Еще одна достопримечательность павильона — две массивные бетонные скульптурные группы, «Индустрия» и «Сельское хозяйство», которые встречают гостей ВДНХ на входе в павильон; они относятся еще ко времени строительства первого довоенного павильона. Когда реставраторы исследовали состояние скульптур в 2014 году, они сомневались, что их вообще получится полностью сохранить — осыпались отдельные крупные фрагменты, когда-то в руках рабочих были разводной ключ и сталеварский ковш, а теперь они стоят с пустыми кулаками. Однако реставраторы смогли их сберечь — сложносоставным бетонным скульптурам сейчас усиливают основание и укрепляют внутренние связывающие конструкции.

Гнездо трясогузки

Особенностями своей кропотливой работы поделился Юрий Вайс, художественный руководитель по реставрации скульптурных групп на входе и четырех фигур по углам кровли: «Композицию «Сельское хозяйство» мы установили на единую платформу из металла — мы выровняли все части, а теперь работаем со скульптурами — снимаем многолетние наслоения краски, которые существенно скрадывают пластику скульптуры. Кстати, во время реставрации произошел один курьезный случай. Внутри скульптуры мы нашли гнездо трясогузки из шести замечательных яиц. Его нельзя было оставить — мы как раз собирались обрабатывать скульптуру укрепляющим составом. Поэтому мы взяли гнездо и отнесли на «Городскую ферму» на ВДНХ. Там его поставили под свет, и буквально через три дня птенцы вылупились — все они остались живы-здоровы».

Подробнее об истории павильона №58 «Земледелие» читайте здесь: http://vdnh.ru/map/4192/

КОНТАКТЫ ДЛЯ ГОСТЕЙ ВДНХ:
Телефон: +7(495)544-34-00
Эл. почта: info@vdnh.ru

КОНТАКТЫ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ:
Телефон: +7(495)748-34-20
Эл. почта: press@vdnh.ru


БИЛЕТЫ
НА МЕРОПРИЯТИЯ ВДНХ
НОВОСТИ И АНОНСЫ ВДНХ
Подписаться