Лекция «Не только «Кармен»: как слушать музыку Жоржа Бизе»
В рейтингах популярности классической музыки «Кармен» занимает одно из первых мест. В чем причины ее притягательности? Какой являлась Кармен публике Франции, России, Германии, и как певцы, режиссеры и слушатели разных времен объясняли порой сомнительные поступки главных героев? И почему опера провалилась на первом представлении?
Автор «Кармен» умер ровно через 3 месяца после ее премьеры, ему было всего 36 лет. Фантастически одаренный музыкант ушел в мир иной, можно сказать, неудачником: ни одна из опер Жоржа Бизе при его жизни не стала репертуарной (большинство из них осталось незавершенными). То же было и со множеством других его сочинений. И даже взрыв популярности «Кармен» мало изменил положение вещей. Две сюиты из музыки к драме Альфонса Доде «Арлезианка», пара меланхолически-сладостных теноровых романсов и серенад из «Искателей жемчуга» и «Пертской красавицы», несколько романсов, Симфония C-dur — то немногое, что известно меломанам. Почему? Ответы на эти вопросы мы будем искать на лекции, посвященной автору «Кармен».
Лекцию читает Олеся Бобрик — кандидат искусствоведения, музыковед, журналист, продюсер. Старший научный сотрудник Сектора истории музыки Государственного института искусствознания, сотрудник Архива Нотной библиотеки ГАБТ России, доцент Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Постоянный автор статей и интервью, публикуемых на сайте Большого театра.