Спектакль-сторителлинг «Иван Грозный»
Как же за 60 минут рассказать, кто такой Грозный, обрисовать его личность, объяснить, как и почему он стал «первым царем всея Руси».
А так: сидит на стуле мальчик, ножками до пола не достает, он хоть и великий князь, да кто ж его мнения по серьезному делу спросит? Серьезные дела решают толпящиеся вокруг взрослые люди – бояре. А ему так, конфет заморских разве что по первой же прихоти поднесут.
Кстати, о конфетах. Чтобы показать, почему Иван свет Васильевич стал рьяным собирателем земель русских под свою царскую руку, на сцене является пакетик с M&M’S – заморская сладость, которую будто бы (ну театр же, ну условность!) фасует по пакетикам сама английская королева. И вот будто бы пишет он своей августейшей «сестре» Елизавете просьбу прислать сего заморского кушанья. И та шлет – полный пакетик.
И тут в центр действия выдвигается стул. Точнее, куча стульев в зрительном зале, которые играют роль больших и малых европейских государств, отделяющих Московию от Туманного Альбиона. Переходя стулика к стулику, от одного зрителя к другому и угощая каждого конфеткой, актриса, только что бывшая королевой, а теперь исполняющая роль везущего царский заказ гонца, наглядно показывает, что такое граница – этому дай, тому дай…
В итоге к царю добирается только опустевшая от путешествия через кучу границ упаковка. Что ж удивляться, что после такой обиды Иван Васильевич решает собрать как можно больше земель под свою власть, чтобы уж в следующий раз получить хоть полпакетика M&M’S.
А опричнина? Чего уж проще – взять из зала пару мелких мальчишек, да и вынудить их отдать мобилки здоровому верзиле. Наглядно? Да уж более чем.
В финале спектакля Грозный, глядя на дело рук своих, на разоренное, разделенное на земщину и опричнину некогда единое государство, вдруг начинает причитать: «Я же хотел как лучше», – и принимается раздавать зрителям бумажки: молитесь о них! Устремив в зал пустой взгляд, он перечисляет имена невинно убиенных: и тебя я убил, и тебя, и тебя…
И хотя в спектакле мы не увидим последних лет жизни царя, чье тело, как свидетельствуют очевидцы, «распухло и дурно пахло», он потерял возможность ходить, и его носили на носилках, мы уже видим приговор ему в этом безумном, затравленном взгляде, мучительно ищущем и не находящем оправдания своим злодеяниям – ни у современников, ни у истории, ни, похоже, даже у себя самого.
В ролях: Матвей Матвеев/Константин Кожевников, Оксана Тарунтаева.
О театре:
В рамках проекта профессиональные театральные команды регулярно выпускают интерактивные спектакли для детей и взрослых, а также проводят различные обучающие программы: мастер-классы, интенсивные тренинги, продолжительные курсы.
Сторителлинг — особый жанр, сочетающий в себе элементы современного искусства и народного творчества, что делает его универсальным и близким практически любому человеку.