Роман Мокров в своем творчестве с помощью основных медиа — фото и видео — фиксирует типичные сцены постсоветских спальных районов. В объективе современного художника обыденные на первый взгляд ситуации приобретают новый смысл, созвучный эпохе новых технологических форм. Примечательно, что автору удается сочетать ремесло свадебной фотографии и искусство, достойное музейных экспозиций и частных коллекций. «Очень просторно и светло, много воздуха. Вдохновляющая площадка из советского прошлого», — делится первыми впечатлениями участник мастерских и арт-резиденции музея «Гараж» на ВДНХ.
«Гуляя по ВДНХ, я был впечатлен ракетой. И стало заметно, что куда-то делись все «шалманы», все приведено к единому стилю. Я был здесь только в детстве. Рад, что очистили большинство павильонов от торговли и реставрируют их», — рассказал Роман Мокров. А вот в мастерских художник работает над проектом об унынии как национальной идее. По словам автора, «настроение этого проекта близко классической литературе XIX века, прежде всего Достоевскому. В него будут входить фото-, видеоработы и объекты».
Ганна Зубкова — видеохудожник, автор перформансов и инсталляций, окончив бакалавриат факультета международной журналистики Московского государственного института международных отношений и магистратуру департамента философии, искусства и медиа Университета Париж III Новая Сорбонна, провела персональные выставки в галереях в Париже и в Москве. Живет и работает во Франции и Белоруссии, а теперь и в Москве, являясь участником мастерских музея «Гараж» на ВДНХ. «Я работаю с перформансом и видео, меня интересуют жест, пространство. На ВДНХ невозможно не переживать особые чувства, причем телесно. Они не связаны ни с ощущениями привычного городского пространства, ни с переживанием музея, ни даже с архитектурой в чистом виде», — делится впечатлениями художница.
Ганна Зубкова поясняет: «ВДНХ — это не только действующий перманентный монумент в отличие от подобных временных колониальных выставок во Франции, это еще и психогеографический опыт. Пространство и его смыслы создаются для тебя через прохождение, через транс. Здесь абсолютные расстояния: предельно огромные для обычного городского маршрута, то есть дойти до нужного места, например, до мастерской, — испытание. Идешь и идешь, и непонятно, когда это все кончится, — своего рода гипнотическое состояние. При этом у всего комплекса единый адрес: дом 119. Это все один дом, это же фантастика! И человек из него исключен: вместо него риторика, символы. Эти расстояния к тому же совсем маленькие: скажем, в масштабах имперской экспедиции они как будто только начало, амальгама, обещание каких-то далей. Это что-то вроде порта, в котором торжественно ожидают отправления надежды народного усилия, уже десятилетия, может, и вообще всегда. Теперь здесь будут трудиться художники из самых разных уголков. В таком контексте, как ВДНХ, мне кажется, любопытно поработать. Вид из моего окна напоминает о даче, а вид из соседней мастерской на ракету наводит на другие мысли. Конечно, такие контрапункты не могут не вдохновлять».
Хаим Сокол, автор перформансов, инсталляций, графических и видеоработ, преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, член редакционного совета «Художественного журнала», поделился новостью о том, что уже «приступил к созданию графических работ, масштаб которых диктуется пространством». И продолжил: «Я рад, что у меня теперь такая большая и светлая мастерская. Прекрасный ремонт. Все очень удобно и толково. У меня большие планы».
В своем творчестве Хаим Сокол нередко обращается к теме памяти — исторической и всеобъемлющей. Сквозь призму частных судеб он исследует социальные проблемы общества. Об этом ранее уже рассказали его инсталляции в Лондоне и в Москве. Стоит отметить, что в портфолио художника десятки групповых и персональных выставок, которые были продемонстрированы в ведущих галереях и на выставочных площадках России и мира.
Альберт Солдатов, видеохудожник и специалист интерпретации виртуальных миров на язык живописи, окончил Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова по специальности «художник-график», учился в Московской школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко в мастерской новых медиа Кирилла Преображенского. В 2014 году он получил Премию Кандинского за видеоработу по мотивам десяти картин французского художника Бальтуса. В портфолио Альберта десятки персональных выставок на значимых арт-площадках столицы.
Говоря о работе в мастерских музея «Гараж» на ВДНХ, Альберт Солдатов поделился: «Рисую акварелью на 10-метровом рулоне ватмана сцены из повседневной жизни, снятые на телефон». И отметил: «ВДНХ — классное место, впечатления хорошие, правда, немного стерильно. Надо обжить, притащить рассеянный свет и мягкую мебель. Пространство в хорошем смысле странное — бывшая школа, есть некий дух учреждения. Сейчас оно обновлено и привлекает как локация для неких событий, например перформанса».
«Город Устинов» — микроарт-группа, взяв за название точку на карте, участвует в проектах в России и за рубежом — создает территорию, свободную от географической привязки. Но родным городом для них является Ижевск, ранее именовавшийся Устинов. Проецируя концепцию свободы передвижения, участники коллектива в настоящее время готовятся к проекту «Музей с доставкой».
«Работаем в студии, обсуждаем сотрудничество с другими художниками. Скоро объявим о старте и будем доставлять портативную выставку-мастерскую на дом, в офис и вообще куда бы то ни было. Идея в том, чтобы каждый раз по-новому создавать музей или несколько музеев вместе с пригласившими нас людьми в зависимости от места и доступного времени», — рассказали художники микроарт-группы «Город Устинов» о проекте, над которым они работают в мастерской музея «Гараж» на ВДНХ.
Художник из Бишкека Чингиз Айдаров, окончив Киргизское государственное художественное училище им. С. А. Чуйкова, многократно выставлялся в родном городе. Живописца, графика, автора коллажей и акций волнуют социальные проблемы населения, что отражается в его творчестве. Чингиз распределяет свою жизнь и работу между двумя столицами: Киргизии и России. Став участником мастерских музея «Гараж» на ВДНХ, он рассказал о своих планах: «У меня одновременно запланировано несколько проектов — в серии скульптур, резьбы по дереву, видео, а также в смешанной технике. Я в восторге от мастерских на ВДНХ. Они располагают к творческой работе».
Четырнадцать мастерских, предоставляемых на шесть месяцев, предназначены для художников, живущих в Москве, четыре работают в формате арт-резиденции на срок до трех месяцев для художников, живущих в регионах.