Игорь Мухин, куратор направления «Фотография» отдал первое место Станиславе Новгородцевой (Москва), проект «Сентиментальное путешествие». Персональная выставка молодого фотографа откроется уже в августе 2019 года.
В фотоматериале, собранном во время путешествия по полуострову Крым, выпускница Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко и школы современной фотографии «Докдокдок» фокусирует внимание на древних традициях и религиях, разнообразии и общности народов, населяющих территорию Крыма, архитектурных достопримечательностях. Автор смотрит на местность как путешественник, но тонко связывает свои фото наблюдения с личными детскими воспоминаниями. «Я вернулась, но 20 лет спустя. Удивилась, какой узнаваемый запах у этих берегов, все это время он во мне где-то жил, как фотография». |
Второе место.
Игорь Терешков (Москва), проект «Мох и нефть». Ученик школы современной фотографии «Докдокдок», обладатель ряда наград, в том числе за участие в проекте «ВДНХ. Реконструкция» в категории «Фотография» (2017), представил на конкурс серию снимков на черно-белой пленке 35 мм, перед проявкой выдержанной в нефтесодержащей жидкости, взятой с нефтеразливов. Автор исследует следы воздействия нефти на окружающую среду и желатиновую подложку пленки.
Третье место.
Арнольд Вебер (Москва), проект «Энтропия растет». Выпускник Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко (2015) и призер многих фотоконкурсов в основе своего проекта исследует понятие энтропии в контексте повседневной жизни и досуга молодежи.
Михаил Сидлин, куратор направления «Искусство», выбрал троих победителей конкурса, совместная выставка которых будет представлена в конце октября 2019 года. Три автора работают над проблемой устойчивости окружающей среды.
Первое место разделили:
Алексей Журавлев (Самара), проект «Пустой объект». Окончил Самарское художественное училище и Самарскую школу авангарда. С 2018 года студент «Свободных мастерских» при ММОМа. В поисках новых форм обращает внимание на пенопластовую упаковку — раскрашенная, она напоминает модернистскую скульптуру. «Я не создавал их, я лишь выявил форму. Технологический мир создает формы сам в себе и роль человека в нем уменьшается». | |
Алена Мадянова (aka Sulittsy), (Санкт-Петербург), проект «Полиэтиленовый пакет». Выпускница Санкт-Петербургского политехнического университета, училась по обмену в University of Applied Sciences Kymenlaakson. Художница пытается переосмыслить повсеместное употребление полиэтиленовых пакетов. «Я каждый раз вспоминаю об этом экологическом вопросе, когда в магазине мне протягивают пакет с покупкой, в ответ я говорю: «Мне без пакета, пожалуйста!» | |
Екатерина Пряничникова (Москва), проект «Цветы». Выпускница Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко (2019) и академии документальной фотографии «Фотографика» (2016) Екатерина Пряничникова в качестве основного метода работы использует экологическую технологию фотопечати без солей серебра, на основе хлорофилла, извлеченного из растений. | |
Второе место. Денис Уранов (Томск), проект «Restar». Выпускник РГГУ (2019) и ИПСИ (2019). В представленном на конкурс проекте автор исследует циклическую концепцию истории и поднимает вопрос о взаимодействии научного и культурного прогресса. Третье место. Юлия Белова (Тверь), проект «Осторожно, здесь рай». Выпускница Королевского института искусств в Стокгольме (2019) и Венской академии искусств (2016) исследует в своем проекте скульптуру и ставит перед собой цель изучить интимность пространства и взаимоотношения объектов в нем. Дмитрий Булатов, куратор направления «Art&science», назвал двух победителей, с которыми в декабре 2019 года будет представлена групповая выставка. | |
Варвара Бусова (aka DAФNA) (Москва), проект «Департамент по связям с предками». Археолог, молодой ученый, окончила Санкт-Петербургский государственный университет в 2014 году. Варвара планирует поразмышлять вместе со зрителем о возможной реализации известного проекта Николая Федорова: «Великий русский космист XIX века писал, что наш общий долг и справедливость требуют воскрешения отцов. Мой проект — это проведение паранаучных исследований и экспериментов по подбору технологий, которые позволят установить коммуникацию с предками, чтобы спросить их, а хотят ли они вообще быть воскрешенными?» | |
Борис Шершенков (Санкт-Петербург), проект «Electriflora — формы неорганической жизни». Выпускник Национального исследовательского университета информационных технологий механики и оптики, инженер, звуковой художник, кандидат технических наук, медиаархеолог и конструктор музыкальных инструментов. Проект Бориса исследует форму неорганической жизни, много лет существующую рядом с нами, — электрофлору проводов. «Как и растения, обеспечивающие человека необходимыми для жизнедеятельности веществами, проводные соединения несут в себе энергию и информацию — пищу и воздух небиологических организмов». |
Почетное упоминание авторов, чьи заявки были отмечены Дмитрием Булатовым:
Творческое объединение VALab (Сергей Тимофеев, Владлена Громова, Артем Парамонов) (Москва), инсталляция «Возвращая тебя» — лаборатория по возвращению бескрылым насекомым, мутировавшим в результате естественных причин/научных экспериментов, способности летать. В предложенном проекте авторы задаются вопросами, релевантна ли еще навязчивая идея о возврате к естественному? Что может рассматриваться как «естественное» в современных условиях развития науки и техники?
Анастасия Алёхина (Москва), проект «Finger-cut» — медиахудожник, выпускница Лаборатории медиа-перформанса в Московском музее современного искусства (2012) и Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, предложила на конкурс разработку автономного устройства для предплечья, которое позволяет трансформировать отпечаток пальца в звук.
Анастасия Толчнева (Lovozero) (Москва), проект «0 g» — музыкант и художник, ориентированный̆ на телесные художественные практики и звуковые медиа, участница и создатель музыкальных проектов Tikhie Kamni и Lovozero в своем проекте подвесной инсталляции совмещает процесс анализа массы тела, создание генеративной звуковой композиции и телесную практику левитации.
Ольга Шишко, куратор направления «Медиаарт» присудила первое место Кире Вайнштейн (Москва) и ее проекту «Спланированные случайности». Композитор, выпускница Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко (2019) и школы культурной журналистики Pro Arte (2011) исследует феномен ошибки в своей работе со звуком. «Зачастую именно ошибки приводили меня к самым интересным творческим результатам. Осознав этот факт, я стала намеренно многие творческие процессы отпускать на волю случая». Эта идея легла в основу проекта с «химическим синтезатором», заявленным на конкурс «ВЗЛЕТ». Выставка будет представлена в феврале 2020 года. |
Проекты, пришедшие на конкурс расширили рамки понятия «Видеоарт», которое было присвоено в качестве названия для направления проекта «ВЗЛЕТ» изначально. Организаторы решили сменить название направления и теперь оно именуется «Медиаарт».
Второе место.
Константин Цокур (Москва), проект «Meeting Point». Выпускник Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко (2019) представил проект двухканальной видеоинсталляции, исследующей тему ожидания. «Уже сотни лет ожидание является частью человеческой жизни. Ожидание открывает пространство для размышления, замедления и новой осознанности».
Третье место.
Александр Чистов и Алена Трушина (Москва). Выпускники Британской высшей школы дизайна представили проект виртуальной инсталляции с «зацикленным пространством, хранилищем памяти» (аналог кольцевой ДНК бактерий). В этом хранилище содержатся основные воспоминания о важных событиях и этапах жизни человечества.
Победители конкурса четвертого сезона проекта «ВЗЛЕТ» получат возможность провести персональные и групповые выставки под руководством ведущих кураторов и специалистов своего направления в выставочном пространстве проекта — павильоне №34 «Космос» на ВДНХ. В год юбилея ВДНХ помимо персональной выставки победители получат специальные призы.
Станислава Новгородцева / «Фотография» получит возможность сделать серию фотографий о жизни и событиях ВДНХ. Фото будут опубликованы в digital- и печатной продукции и изданиях, выпущенных к празднованию 80-летия ВДНХ.
В направлении «Искусство» у Алексея Журавлева, Алены Мадяновой и Екатерины Пряничниковой будет возможность адаптировать и воспроизвести проекты в декабре 2019 года на выставке в павильоне «Рабочий и колхозница».
Победители направлений «Медиаарт» и «Art&Science» после окончания выставок получат консультирование и методическое сопровождение кураторов направлений.
В рамках проекта «ВЗЛЕТ» в четвертом сезоне пройдут образовательная программа, встречи и дискуссии с кураторами, теоретиками искусства, художниками, фотографами, дизайнерами, авторами, работающими в сфере новых медиа, на стыке науки и искусства.
Кураторы четвертого сезона проекта «ВЗЛЕТ»:
- «Медиаарт» / Ольга Шишко — искусствовед, специалист в области искусства новых технологий, куратор направления «Пушкинский ХХI», учредитель «МедиаАртЛаб».
- «Фотография» / Игорь Мухин — фотограф, преподаватель в Московской школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Двукратный призер конкурса «Серебряная камера».
- «Art&Science» / Дмитрий Булатов — художник, теоретик искусства, куратор. Организатор выставочных и издательских проектов в области art&science и новых медиа.
- «Искусство» / Михаил Сидлин — художественный критик, преподаватель истории фотографии в Московской школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко.
- «Мода» / Андрей Якоби — основатель и директор агентства Real Profit Group.
Официальный сайт проекта — vzlet.vdnh.ru. #взлетВДНХ, #взлетнавднх, #vzlet, #взлетвднх.
О проекте:
Основная задача проекта «ВЗЛЕТ», стартовавшего на ВДНХ 21 мая 2016 года, — открытие новых имен и поддержка молодых профессионалов в области современной культуры. «ВЗЛЕТ» возник как отклик на предложения молодых авторов сделать проект на территории Выставки достижений народного хозяйства и стал платформой профессиональной поддержки для художников, делающих первые шаги в творческом становлении.