По техническим причинам ИМК «Буран» будет закрыт 24 сентября 2020. Приносим свои извинения за доставленные неудобства.
Ок

В павильоне №64 обнаружен горельеф «Праздничный Ленинград»

12 сентября

На ВДНХ при подготовке к реставрации павильона №64 «Оптика» специалистами обнаружен горельеф «Праздничный Ленинград». Скульптурная композиция была скрыта за фальшстеной и находится в хорошем состоянии.

Скульптурный горельеф «Праздничный Ленинград» располагается в торце круглого зала Ленинградской области. На нем изображено шествие ленинградцев на фоне памятника Ленину у Финляндского вокзала. Работа принадлежит группе известных скульпторов: Григорию Косову, Василию Стамову, Александру Овсянникову, Алексею Тимченко.

Прототипом для него послужил горельеф на станции метро «Нарвская» в Санкт-Петербурге. В 1951 году горельеф был известен под названием «И.В. Сталин — депутат Ленинграда» и включал статую Сталина в центре. Однако к 1954 году статуя Сталина была убрана из композиции и заменена в версии ВСХВ на двух рабочих, а в версии метро — на человека со знаменем с надписью «Слава труду!».

Павильон №64 является объектом культурного наследия федерального значения. Был построен к ВСХВ 1939 года и носил название «Ленинград и Северо-Восток РСФСР». Здание отличалось строгостью форм: колонны-опоры без капителей, чередующиеся в боковых частях декоративными схематизированными арками.

В ходе послевоенной реконструкции Выставки было принято решение сохранить павильон, обогатив его внешний вид. Однако позже Выставочный комитет постановил перестроить практически все части павильона, оставив лишь конструкции боковых объемов. Архитектура обновленного павильона выдержана в духе русского классицизма. Боковые крылья с галереями оформлены торжественными гирляндами и медальонами на темы плодородия. Первоначально на карнизе располагались скульптуры в духе построек классической архитектуры.

Верхняя часть центрального объема оформлена колоннадой дорического ордера. Над входом расположена эмблема павильона, включающая в себя символы триумфа, изобилия и механизации сельского хозяйства. На площадке за ним устроен небольшой фонтанчик со скульптурой мальчика-рыболова Бориса Сона. Этот ландшафтный элемент вместе с прилегающими аллеями должен напомнить посетителям о парках Северной столицы.

Пространство павильона было разделено на восемь залов. Первый, вводный зал занимает всю высоту центрального объема. Здесь сохранились четыре монументальных панно: «Завод им. Сталина во время создания гидротурбины», «Встреча гвардейцев у Нарвских ворот в июле 1945 года», «Смольный в октябре 1917 года», «Машины направляются на колхозные поля». Художники — Анатолий Казанцев, Евсей Моисеенко и Тарас Шевченко.

С 1959 года в павильоне были представлены основные цели, задачи и успехи советской образовательной системы, с 1967 года — динамика социально-экономических преобразований сельского хозяйства в Советском Союзе. С 2015 по 2017 год он использовался как выставочно-демонстрационная площадка для временных художественных и тематических выставок.

Предполагается, что к началу 2022 года в павильоне будет создано выставочное пространство ОАО «РЖД».

В подборке