С небес на Выставку: восемь фактов об истории авиации на ВДНХ

7 декабря 2020

7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации. Достижениям самолетостроения и победам страны в освоении неба во все времена уделялось большое внимание на ВДНХ. А некоторые знаковые разработки посетители могут видеть и сейчас. Сегодня, когда гражданская авиация переживает непростые времена, Выставка продолжает ценить и поддерживать покорителей неба и представляет восемь фактов об истории отечественной авиации на ВДНХ.

1. Арктический самолет

Впервые летательный аппарат гости Выставки смогли могли увидеть еще до Великой Отечественной войны, сразу после первого ее открытия в 1939 году. Крышу павильона «Советская Арктика» венчал полноразмерный макет легендарного самолета АНТ-25. Именно на таком самолете совершил свой рекордный перелет из Москвы в Ванкувер через Северный полюс экипаж в составе Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова.

2. Шедевры Туполева

Настоящие пассажирские самолеты появились на ВДНХ уже после ее второго открытия — в середине 1950-х годов. Одним из первых самолетов, занявших место на площади Промышленности, стал символ эпохи — первый отечественный пассажирский лайнер с реактивными двигателями — Ту-104. А позже в разные годы здесь демонстрировались еще пять самолетов этого семейства, созданного конструкторским бюро «Туполев». Самым популярным был знаменитый Ту-154 1968 года выпуска. Он радовал посетителей Выставки более 30 лет, начиная с 1976 года. Гости могли зайти в кабину пилотов и посидеть за штурвалом лайнера. В начале 2000-х годов, когда ВДНХ пребывала в упадке, а на территории велась стихийная торговля, экспонат был демонтирован. Возвращение авиационной темы на Выставке началось с 2014 года, когда стартовала программа возрождения комплекса.

3. Крылатые труженики села

Демонстрировались на ВДНХ не только лайнеры, перевозящие пассажиров, но и сельские «помощники» По-2 и Ан-2. Они располагались в экспозициях павильона «Космос», ранее имевшего названия «Механизация» и «Машиностроение». Самолеты По-2 стали знамениты благодаря тому, что на них в годы Великой Отечественной войны летал женский полк «ночных ведьм». Однако они создавались в разных модификациях и для многих задач. Ан-2 в свою очередь помогал труженикам села тем, что использовался для орошения полей, тушения пожаров и доставки больных из отдаленных районов.

4. Самолет-рекордсмен

Традиционно на Выставке можно было увидеть знаковые экспонаты. Так, в 1981 году свое место на площади Промышленности занял экземпляр Як-42, который никогда не перевозил пассажиров, зато на нем был установлен мировой рекорд по дальности беспосадочного перелета — 4730 км — от Раменского до Читы. И именно этот борт за два года до появления на ВДНХ представлял достижения отечественного самолетостроения на авиасалоне в Ле-Бурже. Самолет-рекордсмен посетители Выставки могут видеть и в наши дни.

5. Семейство вертолетов

Наряду с самолетами на Главной выставке страны демонстрировались и вертолеты. В разное время посетители могли видеть Ми-4С, Ми-26 и самый массовый двухдвигательный вертолет в мире — Ми-8, который находится на площади Промышленности и сейчас. Несмотря на то что на ВДНХ он представлен в   модификации для Военно-воздушных сил, область применения его в гражданской авиации широка: сельское хозяйство, медицина, тушение пожаров и перевозка пассажиров.

6. Люди неба

Герои авиации были и остаются желанными гостями на ВДНХ. Выставку неоднократно посещали космонавты, многие из которых начинали свой путь в кресле пилота. Так, здесь побывали Юрий Гагарин, Алексей Леонов, Герман Титов, Владимир Джанибеков, Владимир Титов, Борис Волынов, Алексей Овчинин, Сергей Зелетин и многие другие.

7. На заре авиации

В 2015–2016 годах в павильоне №67 «Карелия» работала выставка «Авиация. Утро новой эры. Россия. 1910–1935 гг.», подготовленная ВДНХ совместно с Политехническим музеем. Благодаря множеству экспонатов и уникальных документов она позволяла проследить эволюцию самолетостроения и наглядно увидеть, как легкая деревянная конструкция, обтянутая тканью, превратилась в многомоторного металлического гиганта.

8. Авиация будущего

Демонстрация достижений отечественной авиации станет главной темой новой выставочной площадки центра «Космонавтика и авиация», открывшегося в отреставрированном павильоне «Космос». Космическая часть музея уже завершена и с 2018 года принимает посетителей. Сейчас идет работа над вторым его главным разделом, посвященным авиации. Экспозиционная зона расположится на двух этажах и будет рассказывать о многолетней истории покорения неба. Здесь можно будет увидеть полноразмерные макеты и оригиналы авиационной техники, интерактивные и мультимедийные экспонаты.

Международный день гражданской авиации отмечают 7 декабря, в годовщину учреждения Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Именно по ее просьбе в 1996 году Генеральная Ассамблея ООН утвердила этот праздник.

В подборке