Башня-колонна Эля Лисицкого

О месте

В 1939 году, согласно проекту Лисицкого, установка представляла собой ажурную башню, составленную из ячеек вертикально поставленных рыболовных садков. Конструкция увенчивалась шаром-скафандром и силуэтами двух металлических рыб, «плывущих» в противоположные стороны. При послевоенной реконструкции Выставки в 1951–1954 годах навершие изменилось: вместо двух карпов 1939 года был установлен силуэт осетра. Возможно, в этой переделке использовался другой эскиз силуэта рыбы Лисицкого. Теперь навершие утрачено, осталась лишь металлическая конструкция башни.

Значение ажурной башни трудно переоценить как для изучения творческого наследия Лисицкого, так и для истории ВСХВ — крупнейшего комплекса архитектуры, скульптуры и монументальной живописи 1930−1950-х годов. До сих пор был известен только один осуществленный архитектурный проект Лисицкого — здание типографии журнала «Огонек», построенное в 1932 году в 1-м Самотечном переулке. Теперь мы знаем о еще одной постройке, и она нуждается в бережном сохранении и, возможно, реконструкции первоначального замысла. Вместе с тем это и возвращение имени безымянному объекту, артефакту ВСХВ — ВДНХ, причем имени одного из крупнейших мастеров русского искусства.

Над оформлением ВСХВ Лисицкий работал в 1935–1939 годах, создав ряд проектов планировки и декорации павильонов. В их числе рекламные установки для Всесоюзной конторы по рекламе товаров пищевой промышленности (Союзпищепромреклама) на две темы — ликероводочные изделия и Главконсерв. Скорее всего, декоративная башня-колонна с рыбами и рыболовными снастями и была рекламной установкой Главконсерва; поставленная у входа в рыбопитомники, она служила вышкой-указателем к павильонам «Прудовое хозяйство» и «Рыбное хозяйство».

В подборке