Новая промо-программа «Лето+». Получайте выгоду от посещения Выставки. Подробнее
Ок

Фонтан «Дружба народов»

Описание
История
О месте

Фонтан «Дружба народов» — один из символов не только ВДНХ, но и Москвы. Его композиция состоит из нескольких частей. Овальная чаша фонтана увенчана золотым снопом пшеницы, технической конопли и подсолнухов, сплетенных в большой сноп.

Вокруг снопа стоят статуи 16 позолоченных девушек, символизирующие советские республики: их количество равно шестнадцати — по числу административно-территориальных единиц, входивших в СССР на момент создания объекта культурного наследия. Девушки в руках держат сельскохозяйственное растение, которое чаще всего выращивалась на полях ее родной республики. Узнать о каждой из золотых красавиц можно из нашего материала.

Читать дальше

Когда построен, кто автор

Создан в 1954 году. Архитектор — К.Т. Топуридзе, инженер — В.И. Клявина, скульпторы — З.В. Баженова, А.И. Тенета, И.М. Чайков, З.В. Рылеева, В.П. Гаврилов. 

Статус

Объект культурного наследия федерального значения.

Современное состояние

Впервые за 65 лет (с октября 2018 года по апрель 2019 года) прошла комплексная реставрация этого уникального архитектурного памятника. Около шести месяцев понадобилось специалистам для обновления гидротехнической системы фонтана, укрепления каркасов его конструкций, а также реставрации декоративных элементов.

Фонтан представляет собой сложную систему из 784 струй, высота которых достигает 20 метров. Площадь бассейна фонтана составляет 3,8 тысячи квадратных метров.

История создания

Фонтан «Дружба народов» расположен в юго-восточной овальной части обширной одноименной площади (до 1954 года носившей название площади Колхозов), непосредственно являясь одним из ее художественных и смысловых акцентов. Первоначально на том самом месте ВСХВ 1939 года находилось детское кафе и часть южной зоны отдыха, включавшей себя несколько небольших павильонов. В ходе послевоенной реконструкции 1949–1954 годов в связи с необходимостью создания новых республиканских павильонов было принято решение выстроить их вдоль единой центральной оси, визуально связывающей Мещанскую улицу (проспект Мира) и ВСХВ. Старые деревянные павильоны снесли, и на освободившейся территории была спроектирована площадь для проведения митингов.

В схеме обновленной планировочной структуры под руководством А.Ф. Жукова и Р.Р. Кликса эта часть Выставки была задумана в форме трехлучия, оси которого сходились бы в одной точке — к новому монументу И.В. Сталину, спроектированному на месте, где сейчас начинается цветочный партер фонтана «Каменный цветок». Как раз перед этим монументом, обращенным лицом к Главному павильону, и предполагалась восьмиугольная, с эллипсовидными очертаниями площадь с пониженной центральной частью наподобие римской сцены-арены. Уже в ходе строительных работ художественный совет ВСХВ пришел к выводу, что данная площадка для митингов нецелесообразна — и в центре образованного пространства было решено разместить еще один Главный фонтан. В его основе лежал уже реализуемый в то время проект первого Главного фонтана у павильона Украины. Первоначальный фонтан, из первых «разжалованный» во вторые, переработали те же авторы К.Т. Топуридзе и Г.Д. Константиновский — и так расцвел «Каменный цветок».

Архитектурное решение фонтана прекрасно вписалось как в планировку, так и в образ Выставки в целом. «Дружба народов» всем своим видом напоминает нам известнейшие образцы фонтанного искусства XVII–XVIII веков. Ступенчатая, восьмиугольная чаша фонтана увенчана золотым снопом пшеницы, технической конопли и подсолнухов, сплетенных в огромный сноп. Окружают его 16 золоченых бронзовых девушек, персонифицирующих входившие на тот момент в СССР 16 союзных республик. Скульпторам фонтана-хоровода позировали представительницы этих республик. Известны имена только трех натурщиц: эстонская балерина и актриса Вирве Кипле-Парсаданян, туркменская пианистка Гозель Аннамамедова и жена поэта Михаила Светлова — грузинка Родам Амирэджиби.

Девушка-Россия смотрит на Главный павильон и держит в руках сноп пшеницы, рядом с ней славянские сестры — Украина (девушка в венке) и Белоруссия (девушка в косынке, в руке держит ветку с яблоком). Расположение шестнадцати фигур не случайно, поскольку они стоят попарно, что соотносится с порядком лент в гербе СССР — от окаймляющих девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Украины, России и так далее.

Помимо национальной подоплеки, несомненно, прослеживается и мифологическая. Образы девушек не случайно напоминают Деметру — богиню плодородия, покровительницу земледелия, так как советское искусство 1930–1950-х годов равнялось на эстетические идеалы классицизма.

Константин Топуридзе, как тонкий знаток и интерпретатор классического наследия, создавая «Дружбу народов», явно ориентировался на шедевры петровской эпохи, облик фонтана очень похож на петергофские прототипы вплоть до воспроизведения отдельных элементов — дельфинов. Интересно, что авторы фонтана не сразу пришли к лаконичному решению, построенному на сочетании красного гранита и золоченой бронзы, поскольку первоначально все фигуры, за исключением снопа, задумывались полихромными, то есть облицованными цветной смальтой. Как ни странно, но в 1954 году именно классический выбор авторов подвергся критике, заслужив оценки как «купецкая дешевка», «16 самоваров» и пр. Признавая художественные удачи, достигнутые авторами фонтана, отечественный искусствовед В.П. Толстой отмечал: «Фигуры девушек лишены декоративности, монументальности, которые необходимы для восприятия на открытом воздухе в столь обширном пространстве. <…> Они лишены пластической выразительности силуэтов, а будучи покрыты позолотой, которая ещё больше уничтожила их пластическую объёмность благодаря тому, что она сильно отсвечивает на солнце, — это совершенно нивелировало их национальное своеобразие, а сами фигуры, по идее составляющие дружный хоровод, недостаточно связаны между собой. В результате сама по себе очень хорошая поэтическая идея фонтана «Дружба народов» не получила достаточно яркого образного воплощения».

Композиция

Есть мнения, что прототипом фонтана послужил и «Гурьевский сервиз» Степана Пименова 1809–1816 годов — его фарфоровые скульптуры напоминали античных богинь с национальными чертами в одежде и атрибутах, как и персонажи работавшего в те же годы Алексея Венецианова. В отличие от современников-академистов, художник искал свой идеал женской красоты среди крестьянок. На фоне реалистичного русского пейзажа его полуфантастические персонажи — античные богини в национальной праздничной одежде — боронят землю, а после отдыхают в тени деревьев в позах красавиц Тициана.


В подборке