Павильон №70 Здание павильона СССР на «ЭКСПО-67» в Монреале.

Павильон №70 («Монреальский»)
Павильон №70 Здание павильона СССР на «ЭКСПО-67» в Монреале. Место
Павильон СССР был построен в 1967 году для выставки «Экспо-67» в Монреале
Узнать больше
Павильон №70 Здание павильона СССР на «ЭКСПО-67» в Монреале. Место
Павильон был разобран в Монреале и пересобран заново на ВДНХ в 1975 году.
Узнать больше
Описание
История
О месте

Павильон закрыт на реставрацию с приспособлением к концертно-конгрессной деятельности в рамках развития ВДНХ ЭКСПО. Основной объем павильона займет концертный зал на 3700 зрительных мест. В стилобате сосредоточится основная часть трансформируемых пространств вместимостью до 2000 человек.

Читать дальше

Когда построен, кто автор

Построен в 1967 году как павильон СССР на Международной выставке «Экспо-67» в Монреале. Архитекторы: М.В. Посохин, А.А. Мдоянц, Б.И. Тхор, А.Н. Кондратьев. Проект экспозиции — Р. Р. Кликс. 

Смена названия

В 1967 год — павильон «USSR» на Международной выставке «Экспо-67» в Монреале. 
В 1975 году пересобран на ВДНХ, увеличившись на три этажа.  
С 1971 года — выставочный павильон межотраслевых выставок №3/МОП №3
C 1990-х — Центр внедрения достижений науки и техники «Москва». 

Статус

Выявленный объект культурного наследия.

Современное состояние

Павильон находится на реставрации.



Расписание
Временно закрыт

История создания

Павильон СССР для выставки «Экспо-67» был построен по проекту архитектора Михаила Посохина. Но прототипом для него послужил проект Константина Мельникова для Всемирной выставки в Нью-Йорке 1964–1965 годов, в которой Советский Союз так и не принял участия.

Главной архитектурной особенностью павильона, построенного уже по проекту Михаила Посохина, была его конструктивная схема. Массивный нависающий объем крыши держался на четырех мощных стальных опорах, расположенных под углом к земле и образующих две буквы V. В то же время стеклянная оболочка играла роль обособленной ограждающей конструкции. На потолок крыши был нанесен силуэт реактивного самолета, который хорошо просматривался вечером, когда интерьеры освещались и становились абсолютно проницаемыми снаружи. Все это придавало композиции здания динамику, ассоциирующуюся с ощущением полета.

Проектом внутренней планировки здания занимался Рудольф Ригольдович Кликс. Как у каждого творческого человека, у Кликса была своя излюбленная тема — космическая. В его творчестве она появляется довольно рано. Нужно отметить, что еще в период работы над Генпланом ВСХВ в одном из вариантов рядом с местом, где сейчас располагается фонтан «Дружба народов», предполагалось воздвигнуть грандиозную установку-ракету. Замысел так и остался неосуществленным и не вошел в окончательный вариант Генплана, но получил развитие во многих выставочных проектах.

Так, например, на «Экспо-67» в Монреале демонстрировалась знаменитая «Чечевица», зависшая в центре советского павильона и представлявшая собой ее центральное внутреннее содержимое — ядро в прозрачной оболочке пространства павильона. Это был автономный кинозал «Космос» для просмотра фильмов космической тематики со стерео- и видеоэффектами. Киноэкран имитировал вид из кабины ракеты. А павильон при этом представлял собой хрустальный ковчег.

Монреаль вместо Москвы

Всемирная выставка 1967 года первоначально должна была проходить в Москве в канун 50-летия Октябрьской революции под девизом «Прогресс и мир». Для участия во Всемирной выставке должны были быть приглашены все государства, а также международные организации, независимо от их государственного устройства и социальной системы, чтобы продемонстрировать достигнутые ими успехи в области экономики, науки, техники и культуры. Но в связи с финансовыми проблемами СССР отказывается от проведения дорогостоящего мероприятия, поэтому Международное бюро выставок решило провести «Экспо-67» в Канаде, приурочив событие к 100-летию образования доминиона Канада указом королевы Виктории и 325-летию основания города Монреаля.

Территория «Экспо-67» занимала 408 га и размещалась на двух островах и портовом моле, символизируя свою страну, омываемую тремя океанами: Атлантическим, Тихим и Северным Ледовитым. «Выставочные острова» находились на острове Святого Лаврентия, напротив города Монреаля. Основная часть выставки — это остров Святой Елены. Чуть ниже по течению находился намытый остров Нотр-Дам, где и расположился павильон СССР, а также специально увеличенный для выставки мол Мак-Кай. Главным девизом выставки стало название книги известного французского писателя и летчика Антуана де Сент-Экзюпери «Земля людей».

В выставке принимало участие свыше 70 государств, павильоны для которых проектировали лучшие архитекторы и художники. Cоветский павильон в Монреале стоял напротив павильона США, построенного знаменитым архитектором и инженером Ричардом Фулером в виде огромной сферы диаметром 76 метров из полупрозрачного пластика, алюминия и стали. По оценкам канадской прессы, павильон СССР обошелся в 15–20 миллионов долларов в ценах того времени.

Канадцы назвали его «летящая крыша». Когда темнело, здание вспыхивало ярким светом и становилось еще более воздушным, устремленным в небо. Возникала аналогия: первая страна Советов и Космос, об исследовании которого рассказывала наша экспозиция. Канадская газета «Монреаль стар» писала, что советский павильон лучше всех.

Он имел четыре яруса, связанных между собой восемью эскалаторами. Максимальная высота — 42 м, площадь экспозиции — 13 тысяч кв. м. Выгнутая, упругая крыша павильона словно покоилась, подобно выгнутой гипотенузе огромного треугольника, на двух катетах, опирающихся на одну точку. Треугольник на шарнирах легко просматривался через стены, вызывая удивление посетителей выставки. Сквозь прозрачный фронтон здания была вида чешуйчатая «Чечевица» космического аттракциона — она, словно сердце, находилась в центре многоэтажной, озаренной вспышками света конструкции.

Переезд на Родину

После завершения выставки было принято решение разобрать здание и перевезти его в СССР, хотя изначально павильон не создавался как сборно-разборный. Но процесс монтажа здания, которое установили на территории ВДНХ, затянулся почти на целых десять лет. Каркас здания был смонтирован лишь к 1975 году — было очевидно, что бюджет вырос и проще построить новое. Также в ходе переезда выяснилось, что пропала часть проектной документации, поэтому постройка выросла на три этажа, потеряв при этом часть своей первоначальной легкости.

Так, на выставке в конце 1970-х появляется «Павильон межотраслевых выставок», где проводились различные временные экспозиции, например в 1978 году в павильоне проводилась выставка, посвященная 60-летию советского кино.

В подборке