Выставка «Каждый фильм – удар по врагу»
На выставке представлены операторские инструменты и принадлежности для работы с пленкой и фототехникой, ручная киносъемочная камера «Аймо» (1945-1949 годы производства, США), эскизы к анимационному фильму сестёр Брумберг «Синдбад-мореход» художника Леонида Амальрика, плакаты к фильмам «Свинарка и пастух» (1941), «Конек-Горбунок» (1941) и «Кащей Бессмертный» (1944) и другие экспонаты из фондов Музея кино. Выставка будет доступна для посещения до 19 октября 2025 года.
Название выставки определил заголовок статьи режиссёра Михаила Ромма, опубликованной в институтской газете ВГИКа. Эта формула стала основным принципом, в котором отразились главные задачи, вставшие перед отечественным кино:
«Это должны быть произведения, рассказывающие о героических подвигах бойцов, командиров и политработников Красной армии и Военно-морского флота, фильмы, показывающие трудовой энтузиазм и мобилизационную готовность тыла, ленты, раскрывающие звериный лик фашизма».
Самыми востребованными жанрами военного времени становятся кинорепортаж и кинохроника боевых действий, с риском для жизни снимаемые фронтовыми операторами. Кино буквально стало одним из важнейших орудий Победы. Кинорежиссеры, операторы и актеры продолжали свою работу и в блокадном Ленинграде, и в сражающейся Москве. Не затихала и работа над игровым кинематографом.
Важным фактором моральной поддержки населения в военные годы являлось напоминание о том, что Победа близка, она неизбежна и война обязательно скоро закончится, а, следовательно, все жертвы и усилия окажутся ненапрасными. Такой картиной стала «В 6 часов вечера после войны» Ивана Пырьева, которую можно считать пророческой. Режиссёр решился продемонстрировать празднование Победы с торжественным салютом ещё до окончания войны. В фильме Победу отмечали — как это будут делать и в 1945 году — в мае.
Появлялись комедии на военную тему с воодушевляющим юмором, так необходимым переживающим трагедию людям. Это и «Воздушный извозчик» Герберта Раппапорта про любовь лётчика и оперной певицы, и «Небесный тихоход» Семёна Тимошенко, также посвященный будням боевой авиации.
Не забывали и о детском кинематографе. Именно детям требовалась самая активная психологическая помощь в то время, когда их родители уходили на фронт либо сутками работали в тылу. Это были и фильмы-сказки, такие как «Конёк-Горбунок» или «Кащей Бессмертный» Александра Роу, и анимационные ленты, рассказывающие о противостоянии ледяной Полярной Ночи и животворящей Весны на Крайнем Севере («Песенка радости» Мстислава Пащенко) или о приключениях отважного мореплавателя Синдбада из арабских сказок («Синдбад-мореход» сестёр Валентины и Зинаиды Брумберг).
В тяжелые годы Великой Отечественной войны кино находилось на передних рубежах. В военное время произошло единение всех деятелей культуры в одну большую творческую силу, направленную на разгром врага, на подъем духа бойцов Красной армии и мирных жителей тыловых и освобожденных районов страны. Это был труд, требовавший огромного напряжения всех творческих и физических сил. С первых дней Великой Отечественной войны советские кинематографисты встали в один ряд со сражающимся народом, отдавая свой талант делу защиты Родины.