Владимир Покачалов: «В какой-то момент я узнал, что будет большая реставрация ВДНХ, и захотел сюда попасть. Мое желание исполнилось»

11 января 2019

1.Расскажите о себе и о том, как попали на ВДНХ.

В 1974 году окончил архитектурный техникум и поступил на работу в 14-ю мастерскую Моспроекта-2. Проработав несколько месяцев, был призван в ряды Советской армии в строительные войска, откуда в 1976 году был демобилизован. После окончания института в 1983 году вернулся на работу в Моспроект-2, но уже в 7-ю мастерскую. Занимался приспособлением Верхних торговых рядов — ГУМом. В 1988 году перевелся в проектную реставрационную мастерскую №13 под руководством Х.Н. Лавренского и патриарха реставрации В.Я. Либсона. Проработал в Моспроекте-2 им. М.В. Плохина в общей сложности 22 года и приобрел уникальный опыт в реставрации и приспособлении объектов культурного наследия. Руководя бригадой в должности главного архитектора проектов, в 2002 году организовал проектно-реставрационную фирму «ТИАМАТ-проект». В 2014 году от своих коллег по цеху узнал, что в скором времени, учитывая плачевное состояние объекта культурного наследия, планируются реставрация и приспособление большинства объектов ОАО «ВДНХ».

2. И какие павильоны ВДНХ стали объектами вашей работы?

Разрабатывая проектную документацию на реставрацию павильонов ВДНХ №71 «Атомная энергия» (бывший «Павильон РСФСР»), павильон №2 «Народное образование» (бывший павильон «Северный Кавказ»), павильон №67 «Советская печать» (бывший павильон «Карело-Финская ССР»), павильон №59 «Зерно» (бывший павильон «Московская область»), параллельно получил предложение от руководства фирмы «Стройфасад» разработать проектную и рабочую документацию на реставрацию павильона №58 «Земледелие» (бывший «Украинская ССР»).

3. В чем особенность этих павильонов?

Практически все павильоны ВДНХ строились по индивидуальным проектам, архитектурный облик решался в национальных исторических традициях каждого народа Союза Советских Социалистических Республик, Азербайджанской ССР. Одним из ярчайших примеров национальных мотивов малороссийской народной архитектуры является павильон «Земледелие».

Уникальная керамическая облицовка фасадов, состоящая из блоков разной профилировки керамических блоков, вертикальных профилированных пилястр, двух видов капителей, тематических барельефов на тему животноводческого хозяйства, аттиковой стенки 1-го яруса в виде скульптурных композиций колосьев с серпом и молотом, придает необычную радужную пластику зданию за счет пропорционального сочетания эмалевого покрытия части архитектурных деталей и неглазурованных деталей с майоликовыми панно растительного орнамента. В той же технике выполнен архивольт центральной арки главного входа в виде майоликового венка изобилия растительного орнамента. По четырем углам павильона на высоте 1-го яруса установлены декорированные золотой смальтой скульптурные композиции парящих в своем движении слав (подобие античных ник) в виде молодых девушек в развивающихся национальных украинских платьях, с венками на головах и вытянутыми вперед руками.

Венчает павильон круглая ротонда, декорированная белоснежной аттиковой стенкой растительного орнамента в образе древнерусского женского кокошника, позолоченного пятиконечного шпиля со звездой героя социалистического труда с полувенком.

Внутренняя планировочная структура состоит из двух двусветных выставочных залов, расположенных по краям павильона, круглого центрального зала, над которым расположена круглая ротонда парадного вестибюля главного входа, и административной зоны, а также расположенного зеркально парадного вестибюля.
Несмотря на то что перед нами прямоугольное в плане здание на массивном гранитном цоколе, редкий посетитель ВДНХ не остановится и не полюбуется изумительным воздушным искрящим, звенящим архитектурным обликом фасадов павильона «Земледелие».

Восстановление первоначального облика уникального творения советских архитекторов 50-х годов прошлого столетия: архитектора Тация А.А., художника-керамиста Рылеевой З.В., художников-витражистов, авторов витража «Переяславская рада» Боня Я.В., Давыдова Д.Д., Кириченко С.А., Отрощенко С.Б — стало возможным при реализации крупномасштабной программы московского правительства по сохранению и популяризации исторического наследия г. Москвы работы большого творческого коллектива Департамента культурного наследия г. Москвы, Мосреставрации, сотрудников ВДНХ, специалистов Стройфасада, «ТИАМАТ-проекта», реставраторов Ресстроя, РМ «Наследие» и большой армии реставраторов со всей России.

4. Каким был павильон №58 «Земледелие» в начале реставрационных работ?

Когда мы начали обследовать павильон, его состояние нам показалось удовлетворительным, но с каждым днем обнаруживались все новые и новые дефекты и повреждения, совокупность которых подтвердила наши худшие опасения. Состояние павильона было крайне удручающим. Повсеместные разрушения и утраты декоративных аттиковых стенок 1-го и 2-го ярусов. Следы некачественных текущих ремонтов — попытки очистить керамическую облицовку фасадов механическими инструментами с абразивными материалами повредили защитный слой керамики. Постоянные протечки кровли привели к разрушению декора интерьеров, намоканию керамической облицовки, их поражению биологическими культурами (черной гнилью). Обнаруживались места утрат и повреждения архитектурно-декоративных элементов фасадов и интерьеров. Свинцовые стыковочные профили витража «Переяславская рада 1654 г.» практически полностью потеряли жесткость и вертикальность, и сюжетные композиции грозили обрушением.

5. С какими сложностями вы столкнулись во время работ?

Основными сложностями или, точнее сказать, трудностью является основная проблема «единства противоречий» при разработке проектной и рабочей документации на реставрацию с приспособлением. С одной стороны, необходимо сохранить и отреставрировать элементы памятника, составляющие его предмет охраны. С другой стороны, здание памятника должно быть оборудовано современными инженерными системами для безопасного и комфортабельного нахождения посетителей и персонала павильона. Разработка научной документации и проведения работ по реставрации и приспособления требует от объединенного коллектива ювелирной работы и ее координации, чтобы не нарушить или повредить памятник. Разводка (канализация) инженерных систем должна выполняться скрытно и в то же время быть ремонтноспособной, для этого необходимо максимально использовать подкровельные и подземные пространства (подвалы, подклеты, а если их нет, устраивать — отрывать) и располагать в них тепловые пункты, венткамеры и другие помещения для размещения инженерного оборудования. При таком подходе к реставрации и приспособлению мы получим отреставрированный объект культурного наследия с высокими эксплуатационными качествами, что, в свою очередь, сохранит нам памятник на долгие годы.

6. Какие работы были проведены в павильоне №58 «Земледелие»?

Командой «Наследие» восстановлены две скульптурные исторические композиции, сохранившиеся до нашего времени: «Стахановцы сельского хозяйства» и «Стахановцы промышленности». Скульптуры находились в весьма плачевном состоянии, но специалистам ООО «РМ «Наследие» удалось вернуть им первоначальный вид, также восстановить мозаику на скульптурных композициях «Пшеничный сноп» и четырех скульптурных группах «Славы» по краям павильона.
В настоящее время завершены комплексные ремонтно-реставрационные работы, и совсем скоро здесь откроется павильон «Слово» — Центр исследования письменности.

7. Что интересного и запоминающегося было во время работ?

Это слаженная работа всех творческих коллективов, начиная с собственника объектов — ОАО «ВДНХ», Департамента культурного наследия г. Москвы, государственного заказчика ГКУ «МОСРЕСТАВРАЦИЯ», ООО «СТРОЙФАСАД», ООО «ТИАМАТ-проект», производственников ООО «РЕССТРОЙ» и ООО «РМ «Наследие». Результатом явились совместные решения заказчика, проектировщика и строителя, позволившие в такие сжатые строки выполнить огромный объем работ по реставрации и приспособлению одного из уникальных памятников истории и культуры советского периода нашей истории.

8. Поделитесь эмоциями от работы с объектами ВДНХ.

Конечно, это самые положительные эмоции, когда видишь, как посетители ВДНХ останавливаются перед павильоном, любуются фасадами, фотографируются, и в это время им хочется сказать, что это наша работа. Поэтому я считаю, что на каждом отреставрированном объекте ВДНХ должна быть памятная табличка с указанием авторов строительства памятника и небольшая табличка с авторским коллективом, вернувшим памятнику первоначальный облик.


В подборке