Завершена реставрация павильона № 67 «Карелия» на ВДНХ
Объект культурного наследия
федерального значения павильон № 67 «Советская печать» (бывший «Карело-Финская
ССР») — один из четырех на ВДНХ, в отделке которых использовали резьбу по
дереву, и единственный, декорированный деревянными скульптурами. После комплексной
научной реставрации, начавшейся в 2023 году, уникальное здание обретет новую
жизнь.
Деревянная резьба и скульптуры
павильона «Карелия»
Резной барельеф «Новая жизнь»
работы скульптора Льва Кардашова и шесть деревянных скульптур, установленных на
колоннах в фронтоне портика главного фасада, считаются главным украшением
павильона. Две центральные фигуры — крестьянка и рабочий, справа и слева от них
— молодые сосенки с пушистой хвоей.
Барельефы
символизируют главные отрасли экономики республики — лесную
промышленность, земледелие, животноводство и рыболовство, а также механизацию и
электрификацию этих отраслей.
«Скульптуры неплохо сохранились.
Но семидесятилетний возраст все же дает о себе знать ― на дереве появились
трещины, под действием осадков изменился цвет. После двух лет кропотливой
работы реставраторы привели фронтон в порядок: провели щадящую очистку,
восстановили утраченные элементы и покрыли резной барельеф и скульптуры
современными защитными составами», — написал в своем блоге Мэр Москвы
Сергей Собянин.
После расчистки, в процессе которой
специалисты использовали только особо щадящие очищающие средства, была
проведена докомпоновка утраченных элементов. Недостающие фрагменты реставраторы
вручную воссоздали с учетом пластики авторской резьбы 1950-х годов.
Этапу реставрации предшествовало
тщательное обследование состояния скульптур. Для этого к работе были привлечены
реставраторы, специализирующиеся на работе с
деревянными произведениями искусства, технологи, архитекторы. Реставрация
проводилась под контролем аттестованных специалистов и представителей
Департамента культурного наследия города Москвы.
Интерьеры «северной сказки»
Сохранность интерьеров оказалась не
столь высока, как фасадов. Они во многом утратили свою первоначальную
декоративную отделку. При этом планировка здания в капитальных стенах, лепная и
штукатурная отделка, столярные заполнения частично сохранилась.
«Отреставрировали колонны
шестиколонного портика, облицованные красным гранитом, с медными капителями,
воссоздали покрытие пола терраццо, сохранив и отреставрировав центральный
фрагмент», — рассказал Сергей Собянин.
Мастера отреставрировали
штукатурную поверхность стен и потолков, колонн и карнизов. Расчистили и
докомпоновали утраченные элементы лепного декора павильона, например, капителей
колонн, потолочных розеток и портала главного входа. Отреставрировали гипсовые
панно в виде снежинок, скрытые под поздней штукатуркой, а стены выкрасили в
светло-желтый цвет — такой же, как в 1954 году.
«Были воссозданы элементы
декоративного оформления: гипсовые барельефы с изображениями тружеников
северного края, бронзовые люстры», — сообщил Мэр Москвы. На них под сенью
флагов изображены труженики сурового Севера: рыбаки, лесорубы, хлеборобы.
Работы по воссозданию гипсовых барельефов велись по эскизному проекту
скульптора при участии авторского надзора. Первоначально в мягком материале
были изготовлены рабочие модели, затем, после их утверждения, барельефы были
отлиты в гипсе.
Также, по словам Сергея Собянина, в
центральном зале павильона отреставрировали уникальный портал из карельской
березы.
Важной
частью работы стала реставрация лестницы с металлическим ограждением и дубовым
профилированным поручнем. Ступени лестницы выполнены в технике терраццо, а
площадки покрыты метлахской плиткой. Возвращена первозданная красота и одной из
визитных карточек павильона ― входному порталу и резным дверям работы Н.И.
Чижова, на которых искусно изображены пушистые еловые ветви, фигурки птиц и
белок.
Совсем скоро в обновленном
павильоне откроется иммерсивная мультимедийная выставка «Ожившие шедевры
русской сказки», посвященная книжной иллюстрации русских художников последней
трети ХIХ ― начала ХХ века по сюжетам русских волшебных сказок и былин, а также
пейзажной живописи.
История павильона № 67
Павильон № 67
«Советская печать» на ВДНХ — здание, построенное в 1954 году как
павильон «Карело-Финская ССР» для экспозиции достижений КФССР на Всесоюзной
сельскохозяйственной выставке. Объект культурного наследия народов РФ
федерального значения.
Первоначально в павильоне
размещалась экспозиция, посвященная хозяйству Карело-Финской ССР. Позже
тематика павильона была изменена. Материалы, посвященные Карелии, были
перемещены в павильон «Ленинград и Северо-Запад РСФСР», а в 67-м павильоне
разместилась экспозиция «Наука». В ней демонстрировались основные достижения
Советского Союза в области науки и техники.
С 1959 по 1964 год в павильоне
находилась экспозиция «Культура и быт народов РСФСР», где выставлялись
произведения живописи и декоративно-прикладного искусства разных регионов
РСФСР. С 1964 по 1966 год павильон занимала экспозиция «Целлюлозно-бумажная
промышленность и лесохимическая промышленность», рассказывавшая об истории
развития и новейших достижениях в этой отрасли.
С 1967 года в павильоне
разместилась экспозиция «Советская печать», где демонстрировалась печатная
техника (буквоотливные машины, полиграфическое оборудование и т.д.), а также
образцы продукции различных печатных издательств Советского Союза. В
последующие годы в павильоне проводились разнообразные художественные и
исторические выставки. В 2019 году, в рамках 80-летия Выставки, в павильоне
размещалась экспозиция, посвященная влиянию ВДНХ на культуру советского и
российского общества.
Мэр Москвы уточнил, что, помимо
павильона «Главтабак», сегодня на ВДНХ продолжаются реставрационные работы на
четырех объектах культурного наследия федерального значения: это павильон
«Охрана природы» (бывший «Строительные материалы»), «Здание павильона СССР на
ЭКСПО-67 в Монреале», «Главный фасад ресторана «Золотой колос» (бывший «Главный
ресторан»), «Кафе «Лето» (бывшая «Чайная»).
Еще по двум объектам культурного
наследия разрабатывается и согласовывается научно-проектная документация. Это
«Портик павильона «Транспорт СССР» (бывший «Земледелие») и павильон «Оптика»
(бывший «Ленинград и Северо-Запад РСФСР»).
«Возрождая ВДНХ, мы не только
сохраняем культурное наследие, но и формируем уникальное современное
общественное пространство. ВДНХ — это место силы, где можно не только
отдохнуть, но и зарядиться невероятной творческой энергией и вдохновиться на
новые свершения», — подчеркнул Сергей Собянин.
Согласно поручению Мэра Москвы С.С.
Собянина, каждый год в Москве планируется проводить реставрацию более 150
объектов культурного наследия.
Сохранение исторического культурного наследия является
одной из важнейших задач стратегии развития ВДНХ до 2030 года.
6 июня