Сочетание вечного и повседневного: улицы Москвы XVII века на выставке Государственного Русского музея на ВДНХ
Среди экспонатов выставки «Образ Москвы в русском
искусстве из собрания Государственного Русского музея» есть две картины,
изображающие московские улицы XVII века. Полотна Аполлинария Васнецова
и Андрея Рябушкина не только позволяют ощутить колорит столичной жизни четыре
века назад, но и отражают большой интерес к старой самобытной Москве среди
художников конца XIX —
начала XX
века.
На рубеже XIX–XX веков в творческих
кругах России были популярны мотивы русской старины: истории, быта,
фольклора, повседневной жизни и праздников. Художников, писателей, ученых
интересовало, как выглядела Москва в допетровский период. Историей Москвы
всерьез увлекся и Аполлинарий Васнецов, постепенно этот интерес перерос в
серьезную научную работу. Васнецов стал настоящим знатоком древней столицы: он изучил старинные
карты, воспоминания, отчеты о раскопках и на их основе
воспроизвел облик Москвы ушедших веков. Аполлинарий
Михайлович создал немало колоритных живописных и графических работ, по которым
мы можем получить живое представление об облике древней столицы.
Картина «Старая Москва. Улица в
Китай-городе начала XVII века» написана Васнецовым в 1900 году и отражает
историческое представление о допетровской Москве как о деревянном городе.
Городской пейзаж полон тревоги — ее передает и острый, устремленный вверх
силуэт улицы, и низкое облачное небо. Улица заполнена домами, церквями,
звонницами, торговыми рядами, частоколами и народом. У часовни на углу толпа —
там глашатай зачитывает свиток: на Москву надвигаются польско-литовские войска.
Эта улица в Китай-городе вскоре исчезнет, а страна переживет Смутное время.
Питал глубокий интерес и любовь к Москве
ушедших эпох и художник Андрей Рябушкин. Предметом исследования мастера также
была допетровская Русь — уклад ее жизни, костюмы, праздники. Живописец изучал
памятники древнерусского зодчества, русский быт и народное искусство,
древнерусскую литературу и каллиграфию, фрески древних храмов. Художник
выработал собственный стиль в живописи, отличительными особенностями которого
стали яркие звучные цвета и декоративность.
Картина «Московская улица XVII века в
праздничный день» представляет как бы выхваченную из жизни сценку, рисующую быт
и нравы людей далекой эпохи. Художник не стремится к философским или социальным
обобщениям. Главная прелесть произведения заключается в непосредственности
замысла автора, сумевшего придать изображению поэтичность и одновременно
реалистическую убедительность.
Выставка «Образ Москвы в русском
искусстве из коллекции Государственного Русского музея» — проект
Государственного Русского музея, подготовленный в сотрудничестве с
Правительством Москвы, Департаментом культуры города Москвы и ВДНХ.
Проведение мероприятий
для гостей ВДНХ соответствует задачам национального проекта «Туризм и
гостеприимство» и является важнейшей частью стратегии развития ВДНХ до 2030
года.
5 ноября