Ежегодно во второе воскресенье августа в России отмечается День строителя. Для ВДНХ это особенный день, ведь за 84-летнюю историю на Главной выставке страны работало множество талантливых архитекторов, строителей, реставраторов. В разные годы над фасадами павильонов трудились Александр Жуков, Евгений Вучетич, Александр Дейнека.
Сегодня воссоздание и реставрация исторических зданий ВДНХ, а также строительство новых объектов — важная часть работы по возрождению Главной выставки страны.
Строительство Выставки началось во второй половине 1935 года по плану, разработанному архитектурной мастерской выставочного комитета под руководством В.К. Олтаржевского. Именно этот талантливый архитектор задумал Выставку с 250 павильонами, аллеями, прудами и фонтанами. Этот план был изменен в дальнейшем, но ряд элементов первоначального плана сохранился до сих пор. Неприметный пустырь у северо-восточной границы Москвы должен был превратиться в уникальный выставочный город.
Здания для Выставки возводили из типовых деревянных деталей. Затем временные деревянные павильоны перестроили и усовершенствовали, чтобы они смогли простоять пять лет, а также отражали наиболее характерные черты национального стиля каждой из союзных республик и регионов РСФСР.
За оформление выставки отвечали архитекторы Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх, Леонид Поляков, скульпторы Сергей Коненков, Сергей Меркуров, Георгий Мотовилов, художники Александр Дейнека, Александр Бубнов, Евгений Лансере, Кукрыниксы, Павел Соколов-Скаля и другие. План Выставки строился по принципу последовательного развертывания новых ансамблей.
В июле 1938 года с выставки «Экспо-37» в Париже привезли скульптуру Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» и установили на подъездной аллее к Главному входу ВСХВ, а 1 августа 1939 года Всесоюзная сельскохозяйственная выставка была торжественно открыта.
С точки зрения архитектурной формы большинство павильонов ВСХВ имели классицистическую основу, а в наиболее важных строениях ощущалось влияние стиля ар-деко. Создатели республиканских и зональных павильонов старались выразить национальный колорит, черпали вдохновение в народных орнаментах, чеканке, резьбе и других народных промыслах. Апофеозом Выставки, самым большим и самым эффектным ее объектом стал павильон «Механизация» (архитекторы И.Г. Таранов, В.С. Андреев, Н.А. Быкова). В этом грандиозном сооружении, напоминающем эллинг, демонстрировались советские гусеничные и колесные тракторы, грузовые машины и сельскохозяйственные самолеты. Средняя часть современного павильона сохранилась от ВСХВ 1939 года. Сегодня в павильоне располагается музейный комплекс мирового уровня — центр «Космонавтика и авиация».
В 1954 году состоялось второе рождение ВДНХ. Усилилась ретроспективная составляющая Выставки, появились знаменитые фонтаны, а павильоны были частично перестроены. Тогда же стеклянный купол павильона «Механизация» украсили кремлевской звездой. Также появился новый Главный вход (триумфальная арка в духе XVIII–XIX веков), ансамбль Главного входа дал начало новой планировочной оси Выставки, сформированной в рамках нового генерального плана.
Новая эстетика ВДНХ отвечала запросу на создание торжественного архитектурного ансамбля, выражающего пафос победы в Великой Отечественной войне и послевоенного возрождения страны. Архитектурный облик Выставки, сложившийся в этот период, во многом сохранился до наших дней.
На реконструкцию и проектирование павильонов повлияло строительство в столице высотных зданий. Очертания знаменитых московских высоток читаются и в здании нового Центрального павильона ВДНХ, которые проектировали архитекторы Ю.В. Щуко и Е.А. Столяров, и в реконструированном павильоне Московской области, его автор — знаменитый советский архитектор Д.Н. Чечулин, и в некоторых небольших постройках, таких как павильон Центросоюза (архитекторы Р.Р. Кликс и Б.С. Виленский).
В 1963 году было принято решение об изменениях в работе ВДНХ — выставка стала круглогодичной. Тогда же здесь начали появляться образцы современной архитектуры. Это павильоны «Газовая промышленность» (№21, архитекторы Е.Б. Анцута и В.В. Кузнецов), «Цветоводство и озеленение» (№29, архитекторы И.М. Виноградский, А.М. Рыдаев и другие), «Семена» (№7, архитектор З.Е. Арзамасова) и другие, сохранившиеся до наших дней.
Уникальный архитектурный ансамбль ВДНХ не имеет аналогов в мире и на протяжении многих десятилетий сохраняет планировочную структуру, ключевые постройки и малые архитектурные формы. Сегодня гости Выставки могут любоваться павильонами, фонтанами и арками не только благодаря таланту их создателе, но и мастерству тех, кто работает над реставрацией и воссозданием этого великолепия.
Современная ВДНХ бережно хранит свое архитектурное прошлое — историю, воплощенную в камне. На 26 из 49 объектов, имеющих статус объектов культурного наследия федерального значения, включая архитектурные элементы и сооружения, уже завершены работы по научной реставрации и воссозданию. На 15 объектах ВДНХ в настоящее время ведутся работы.
В 2023 году планируется завершить работы по реставрации и приспособлению еще девяти объектов культурного наследия. Также планируется завершение строительно-монтажных работ по шести объектам. Это павильон №37 «Птицеводство», павильон №50 «Молочная промышленность», павильон №312, где разместится музей им. К.А.Тимирязева, строение №513, где ранее располагался гастроном, строение №546 «Дом связи».
Строятся на ВДНХ и новые объекты. Как и в советские времена, строительство на выставке ведется с применением самых передовых технологий и новаторских архитектурных решений. Так, в ближайшее время на Выставке завершится строительство и состоится открытие павильона «Атом». Это знаковый объект в масштабах столицы. Его создателям удалось реализовать все, что было задумано: гигантскую консольную кровлю, двенадцатиметровые стекла фасада, который станет грандиозной витриной для инсталляций, четыре надземных и три подземных этажа. На консоли будет находиться смотровая площадка, зеленый газон и кафе на крыше.
Открытие павильона планируется 4 ноября 2023 года. Он станет самым современным научно-технологическим выставочным комплексом в мире, рассказывающим об истории и новейших достижениях атомной отрасли, а также культурно-образовательной площадкой.
А уже состоявшимися победами строителей на ВДНХ в этом году можно назвать уникальный арт-объект — урбан-тропу «Лента Мебиуса» — и парк аттракционов «Орион», которые встретили этим летом первых гостей. Парк «Орион» находится в южной части Выставки, в десяти минутах ходьбы от метро «ВДНХ». Аттракционы первой очереди парка, открывшиеся в 2023 году, это: «Лунный экспресс», «Торнадо», «Астродром», «Аэротакси», «Вальс часов» и VR-аттракцион с иммерсивным шоу «Дом страхов».
«Лента Мебиуса» — непрерывный пешеходный маршрут, объединенный с Садом пяти чувств и проходящий по многоуровневой несущей конструкции в сверкающем металлическом коробе. Длина тропы составляет 340 метров, высота сооружения доходит до 9,5 метра, а прогулочная дорожка «Ленты Мебиуса» поднята на 8,4 метра.