Уважаемые гости, с 22 января музеи ВДНХ снова открыты для посещения. Подробнее
Ок

Художники ВДНХ: историческое наследие Главной выставки страны в искусстве

8 декабря 2020

8 декабря ежегодно отмечается Международный день художника — праздник профессии, которая неразрывно связана с историей Главной выставки страны. В честь праздника пресс-служба ВДНХ выпустила специальный материал о четырех крупнейших отечественных художниках, чьи работы украшали или до сих пор украшают пространство Выставки.

«В разное время над оформлением уникального архитектурного комплекса трудились более тысячи авторов: скульпторов, живописцев, специалистов декоративного искусства. Многие из них — всемирно известные мастера своего времени, такие как Евгений Вучетич, Александр Дейнека, Матвей Манизер, Аркадий Пластов, Александр Самохвалов, Георгий Мотовилов, Владимир Фаворский. Другие авторы известны меньше, однако и их вклад в создание знаменитых памятников ВДНХ невозможно переоценить», — отметили в пресс-службе ВДНХ.

Неповторимый художественный образ Выставки формировался на протяжении многих лет. ВСХВ 1939 года демонстрировала успехи колхозного строя, а Выставка, открывшаяся после войны, в 1954 году, представляла собой масштабную экспозицию достижений победившего социализма. Многочисленные изменения тех лет постоянно отражались и в оформлении ВДНХ.

Александр Герасимов (1881–1963 гг.)

Творчество Александра Михайловича Герасимова связано на ВДНХ с монументальными произведениями для Главного павильона Выставки как в 1930-е, так и в 1950-е годы.

Самая масштабная картина Александра Герасимова — первого президента Академии художеств СССР — «Выступление Сталина на II съезде колхозников-ударников». Живописное полотно, которое считалось утраченным, было найдено в сентябре 2014 года в павильоне №1 «Центральный» в ходе противоаварийных работ. На картине изображены делегаты II Всесоюзного съезда колхозников-ударников 1935 года, на котором было принято решение создать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, ставшую впоследствии ВДНХ. Картина маслом на холсте размером 6,75 х 11 метров была написана в 1953 году авторским коллективом (Г. Горелов, Н. Денисовский, Н. Дрючин, Р. Зенькова, А. Папикян) под руководством Александра Герасимова.

Другая картина автора — «Портрет Мичурина в саду», представленный в первые годы работы ВСХВ в Главном павильоне, — утрачена. Большое, со сложным пейзажным фоном полотно относится к числу нечасто встречающихся у Герасимова портретов-ретроспекций. Художник писал его по памяти, а в основу портрета Мичурина взят эскиз 20-х годов.

Кроме этого, в середине 50-х годов в круглом зале Главного павильона 1954 года также размещались картины Александра Герасимова «Открытие Волго-Донского канала» и «Студенты у нового здания МГУ».

Оксана Павленко (1896–1991 гг.)

Оксана Трофимовна Павленко участвовала в оформлении павильонов ВСХВ как в период ее строительства в конце 1930-х годов, так и в период послевоенной реконструкции в первой половине 1950-х.

Сегодня на территории Выставки можно увидеть две работы, выполненные известным художником-монументалистом совместно с венгерским художником Белой Уицем: фреска «Народы РСФСР построили социализм» над входом в павильон №71 «Атомная энергия» (бывший РСФСР), где сейчас располагается Дворец госуслуг, и фреска «Народ Белоруссии построил социализм» над входом в павильон №18 «Республика Беларусь» (бывший Белорусской ССР). Обе работы объединяет схожий сюжет — парадное шествие счастливых граждан, традиционное для соцреализма обилие фруктов, большие снопы пшеницы, показывающие идеальную картину жизни.

Известен также ряд других произведений Павленко, которые в конце 1930-х и 1940-х годах были представлены на ВСХВ. Например, картина «Сбор хлопка», выставленная в лоджии главного портала павильона Азербайджанской ССР. При послевоенной реконструкции павильона панно было утрачено.

Алексей Тенета (1899–1972 гг.)

Большее количество работ скульптора Алексея Ильича Тенеты для ВСХВ связано с периодом ее послевоенной реконструкции в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Вместе с другими мастерами он занимался оформлением павильона №2 «Народное образование» (бывший Северного Кавказа), в частности в 1950-х годах перед входом в павильон находились статуи «Колхозница» и «Чабан», выполненные Тенетой. Скульптуры не сохранились до наших дней.

Еще одна работа мастера, выполненная в соавторстве с Дмитрием Шварцом, — скульптурная группа «Большевики Севера» — находилась в 1939 году в павильоне «Советская Арктика». Композиция, как и сам павильон, утрачена. Перед художниками ставилась задача показать представителей определенных профессий. В центре группы располагался летчик, рядом моряк, колхозница-националка, шахтер, рыбак, охотник — все стояли рядом, тесно сомкнутой группой.

Советский искусствовед Борис Терновец в статье «Скульптура на выставке» в журнале «Искусство» за 1939 год так отзывался об этом произведении: «Авторы сумели придать фигурам убедительность, выразить в позах радостное возбуждение, пафос победы. Типаж персонажей группы схвачен удачно, движения выразительны».

В 1951–1954 годах Алексей Тенета был одним из скульпторов, участвовавших в создании фигур шестнадцати девушек в национальных костюмах, олицетворяющих союзные республики, для фонтана «Дружба народов».

Лев Кардашев (1905–1964 гг.)

Работы для ВСХВ Льва Алексеевича Кардашева — советского скульптора, известного в художественных кругах как мастер деревянной резьбы, — относятся к двум периодам Выставки: ее строительства в конце 1930-х годов и реконструкции территории в 1950-е. В 1939 году возле диорамы Украинской ССР в Главном павильоне находилась скульптурная группа его авторства, впоследствии утраченная. Другое его произведение — уникальный деревянный рельеф «Новая жизнь» на фронтоне павильона №67 «Советская печать» (бывший Карело-Финской ССР) — до сих пор украшает здание. Внутреннее поле фронтона имеет пять рельефов, которые символизируют электрификацию и главные отрасли народного хозяйства Карело-Финской ССР: земледелие, лесную промышленность, животноводство и рыболовство. На сдвоенных деревянных колоннах размещаются деревянные статуи колхозницы с книгой и рабочего с разводным ключом. Изначально здание было увенчано картушем с позолоченным бронзовым гербом республики по проекту Б. Орлова. В 1956 году с возвращением в состав РСФСР республика утратила право выставляться в отдельном павильоне, и ее герб на фасаде был заменен на сохранившийся до настоящего времени герб РСФСР.

В подборке