С 3 по 6 октября Музейный город ВДНХ приглашает на бесплатные культурно-просветительские мероприятия. Гостям расскажут о том, как читать средневековые тексты, откуда берется сознание. Также можно поучаствовать в мастер-классах по исторической каллиграфии или прозе, посмотреть немой фильм с живым саундтреком.
3 октября в 16:00 в Центре «Космонавтика и авиация» пройдет обзорная экскурсия для маломобильных посетителей. Гости познакомятся с историей космических и воздушных путешествий, рассмотрев уникальные ракеты, космические корабли, самолеты и вертолеты. Центр «Космонавтика и авиация» оборудован специальными подъемниками.
4 октября в 19:00 в павильоне «Рабочий и колхозница» можно посмотреть немой фильм 1929 года «Человек с киноаппаратом» советского режиссера Дзиги Вертова с живым саундтреком от одного из ведущих исполнителей на терменвоксе в мире, композитора Петра Термена. Эта кинокартина продолжает эксперименты Вертова, его брата и жены с техникой «киноглаза», призванной продемонстрировать возможности киноязыка, принципиально отличные от возможностей литературы и театра. Режиссер был убежден, что те процессы, которые остаются вне поля человеческого зрения, способна запечатлеть современная кинотехника. Инструментом глубинного анализа повседневной реальности виделись монтажная обработка и ритмическая «перетасовка» отснятых изображений.
5 октября в 14:00 в Музее «Слово» состоится лекция «Как читать средневековые тексты. Древнерусская буквица: средневековый книжный орнамент». Древнерусские книжники с особой любовью относились к оформлению манускриптов. Для создания мотивов заставок и инициалов художники обращались к шедеврам Византии, Балкан, Западной Европы, придумывали оригинальные, ни на что не похожие стили. Участники лекции рассмотрят все разнообразие стилей, которые русские художники использовали для оформления книги на протяжении многих столетий, а также увидят десятки оригинальных изображений орнаментов из рукописей XI–XVIII веков. Мероприятие проведет Николай Буцких — основатель Центра исследований древнерусской культуры «Зело», хранитель древнерусских рукописей Российской национальной библиотеки, преподаватель церковнославянского языка, переводчик.
В 16:00 на этой же площадке Музейного города ВДНХ можно поучаствовать в мастер-классе по исторической каллиграфии «Буквица». Гости узнают, как сменяли друг друга древнерусские почерки, как писали при Ярославе Мудром, Иване Грозном и Петре Великом, как украшали книги и какие заметки оставляли на полях, какие материалы и инструменты использовали для письма. В практической части занятия участники попробуют свои силы в создании собственной буквицы. Мастер-класс организован студией каллиграфии «Пишу красиво», стоимость — 300 рублей.
6 октября в 14:00 гости павильона «Рабочий и колхозница» приглашаются на лекцию «Загадки мозга. Откуда берется сознание». За последние несколько лет сознание стало одним из самых обсуждаемых вопросов в науке. Можно ли его изучать и как это делать? У кого оно есть? Как понять, что кто-то что-то осознает? Можно ли считать человека виновным в убийстве, если свои действия он не осознавал? Можно ли отключить аппарат искусственного дыхания у человека в вегетативном состоянии, без сознания? Что мы сегодня знаем о работе мозга в разных состояниях? На эти и другие вопросы ответит Ольга Сварник — кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психофизиологии имени В.Б. Швыркова Института психологии РАН.
В это же время в Музее «Слово» пройдет мастер-класс по прозе «С чего начать рассказ: детали, воспоминания, идеи. Создание героя». С чего начинается рассказ? Откуда главный герой? Сколько ему лет и что он делает в этом мире? Есть ли у него друзья и враги? Что делает его уникальным — сила, слабость или прошлое? Участники поговорят о том, как создать внутренний и внешний мир героя, каким языком рассказать о его внешности, поведении, речи, жестах. Занятие проведет Алексей Олейников — писатель-фантаст, журналист и преподаватель литературы. Возрастные ограничения: 12+.
Мероприятия на площадках ВДНХ проводятся в поддержку нацпроекта «Образование».