День строителя на ВДНХ: архивные кадры и интересные факты о строительстве Выставки

8 августа 2021

Ежегодно во второе воскресенье августа в России отмечается День строителя. За 82-летнюю историю на Главной выставке страны работало много талантливых архитекторов, строителей и реставраторов, поэтому для ВДНХ этот день всегда был и остается особенным. Сегодня мы делимся интересными фактами об архитектуре Выставки, архивными фотографиями павильонов и рассказываем о том, где сейчас можно узнать о разных периодах становления архитектурного ансамбля.

Строительство Выставки началось по плану, который был разработан архитектурной мастерской выставочного комитета под руководством В.К. Олтаржевского. План Выставки строился по принципу последовательного развертывания новых ансамблей, чтобы интерес посетителей по ходу прогулки постоянно усиливался.

По генеральному плану движение посетителей по ВСХВ происходило по единственно возможному маршруту — мимо статуи «Рабочий и колхозница» через арку Главного входа (сейчас он называется Северным входом) и далее по аллее в сторону Главного павильона. Яркой доминантой Главного павильона была скульптурная пара «Тракторист и колхозница» (скульпторы Р.Н. Будилов и А.А. Стрекавин).

От Главного павильона посетители шли на площадь Колхозов, по периметру которой стояли республиканские и зональные павильоны. При их строительстве архитекторы старались выразить национальный колорит, черпали вдохновение в народных орнаментах, чеканке, резьбе и других народных промыслах. Далее маршрут выводил на площадь Механизации со статуей Сталина в центре. Это был апофеоз Выставки.

Павильон «Механизация» (архитекторы И.Г. Таранов, В.С. Андреев, Н.А. Быкова) имел необычную и эффектную конструкцию. Это был открытый с обеих сторон громадный навес параболической формы («эллинг»), в котором демонстрировались советские гусеничные и колесные тракторы, грузовые машины и сельскохозяйственные самолеты. Средняя часть современного павильона сохранилась от ВСХВ 1939 года. Павильон завершался монументальным купольным залом. Сегодня этот павильон известен под названием «Космос», в нем находится музейный комплекс мирового уровня — центр «Космонавтика и авиация».

С точки зрения архитектурной формы большинство павильонов ВСХВ имели классицистическую основу с достаточно сдержанным декором. В наиболее важных строениях ощущалось влияние стиля ар-деко.

При реконструкции Выставки в начале 1950-х годов усилилась ретроспективная составляющая. Появился новый Главный вход (триумфальная арка в духе XVIII–XIX веков), мощные фонтаны, напоминающие о фонтанах Версаля и Петергофа. Ансамбль Главного входа дал начало новой планировочной оси Выставки, сформированной в рамках нового генерального плана.

Новая эстетика отвечала запросу на создание торжественного ансамбля, выражающего пафос военной победы и послевоенного возрождения страны. Архитектурный облик Выставки, сложившийся в этот период, в большой степени сохранился до наших дней.

На реконструкцию и проектирование павильонов повлияло строительство в столице высотных зданий, оказавших большое воздействие на архитектурно-художественный облик Москвы. Очертания московских высоток ясно читаются и в здании нового Центрального павильона (архитекторы Ю.В. Щуко и Е.А. Столяров), и в реконструированном павильоне Московской области (архитектор Д.Н. Чечулин), и в некоторых небольших постройках, таких как павильон Центросоюза (архитекторы Р.Р. Кликс и Б.С. Виленский).

Павильон «Земледелие» (архитекторы А.А. Таций, Н.К. Иванченко) был построен в 1954 году на основной планировочной оси Выставки, связывающей Главный вход, Центральный павильон и фонтаны. В 2017–2018 годах была проведена комплексная реставрация всего здания, включая все скульптурное оформление, элементы керамики и остекление. Сейчас здесь располагается Центр славянской письменности «Слово».

Позже на Выставке начали появляться образцы современной архитектуры. Это павильоны «Газовая промышленность» (№21, архитекторы Е.Б. Анцута и В.В. Кузнецов), «Цветоводство и озеленение» (№29, архитекторы И.М. Виноградский, А.М. Рыдаев и другие), «Семена» (№7, архитектор З.Е. Арзамасова) и другие, сохранившиеся до наших дней.

Сегодня уникальный архитектурный ансамбль ВДНХ не имеет аналогов в мире и на протяжении многих десятилетий сохраняет свою планировочную структуру, ключевые постройки и малые архитектурные формы. На территории комплекса находятся 49 объектов культурного наследия. За период возрождения уже отреставрировано 23 из них.

О 82-летней истории Выставки, судьбе павильонов, архитекторах и строителях рассказывает экспозиция Музея ВДНХ. Его двери открыты каждый день, кроме понедельника, с 11:00 до 22:00 в правом крыле арки Главного входа.

Также узнать историю Выставки с даты ее основания до наших дней можно на обзорных экскурсиях по территории. За 1,5 часа посетители увидят величественные павильоны, ставшие символами советского ампира, неоклассики и модернизма, узнают, какие объекты сохранились с момента создания ВСХВ. А узнать основные этапы строительства и особенности каждого периода можно на тематической экскурсии «Путешествие во времени. ВДНХ. Сквозь годы и эпохи». Участники узнают, как строилась Выставка, какие известные архитекторы были авторами основных павильонов, как менялась Выставка и какой она предстанет перед посетителями после окончания реконструкции. Обязательно предварительное бронирование экскурсий по тел. +7(495)544-34-96 или +7(495)544-34-73. Запись производится по будням — с понедельника по пятницу.

Кроме того, узнать об особенностях проектирования и архитектурного облика Выставки можно, посмотрев видеоэкскурсию о Вячеславе Олтаржевском — первом главном архитекторе ВСХВ. Также для всех желающих доступен архив Медиатеки Музея ВДНХ, который постоянно пополняется новыми материалами. Пользователи могут ознакомиться с чертежами первых павильонов, виртуально прогуляться по разным эпохам в истории Выставки, рассматривая тысячи фотографий, карт, газетных и журнальных страниц.


В подборке