Историческая справка о национальных павильонах бывших республик СССР

Азербайджанская ССР

Павильон 14.
Построен для ВСХВ-39 как павильон «Азербайджанская ССР» по проекту архитекторов С.А. Дадашева и М.А. Усейнова. С 1963 года — павильон «Вычислительная техника».
Памятник истории и культуры государственного значения.
Павильон привлекал внимание не столько оригинальным объемно-пространственным решением, сколько богатой палитрой убранства.
Архитектурный замысел фасада выражен мраморным портиком с расположенной за его колоннами большой нишей главного входа в павильон.
Портал входа украшен орнаментальным витражем, изображающим фрукты, хлопок, пшеницу. Карниз портика облицован цветной майоликой и покрыт черепицей. Проемы окон закрыты ажурными «шебеке» из орехового дерева, образующими геометрический узор оправы цветных стекол. Двери павильона выполнены в виде деревянной мозаики с бронзой.

Армянская ССР

Павильон 13.
Павильон Армянской ССР на ВСХВ-39, построенный по проекту архитекторов К. Алабяна и С. Сафаряна. После перехода ВДНХ на отраслевой принцип показа в 1963 году павильон назывался «Здравоохранение СССР».
Памятник истории и культуры государственного значения.
К открытию Выставки в 1954 году была проведена его реконструкция. Облицованное розовым туфом, здание делилось на три части: средняя выше и шире боковых. Его силуэт навеян авторам проектов мотивами культовой обрядовой национальной архитектуры IV-VII веков до нашей эры.
Пожалуй, наиболее характерная черта облика павильона — изысканность. Эту изысканность ему придавали и розовый туф облицовки, и четкий рисунок арок лоджии главного фасада, и декоративный лепной орнамент в виде виноградной лозы, украшающий своды арок, и сама лоджия с красочными мозаичными потолками.
Довольно тяжелые, классические для храма столбы, поддерживающие стройные арки; «переплеты» арок с рельефным растительным орнаментом; фресковые росписи; подвесные люстры из полупрозрачного мрамора; металлические оконные витражи с узорами из золоченных виноградных лоз и плодов — все это создавало удивительный контраст серьезности и суровости с легкостью и жизнерадостностью.
Сегодня в павильоне работает Музей Востока, где представлена коллекция из фондов музея и экспонатов Музея Рериха.
Выставочно-коммерческий центр Республики Армения находится в павильоне №68. В нем проходят тематические вечера и национальные праздники, работает ресторан «Арарат», дегустационный зал, а также магазин армянских продуктов.

Белорусская ССР

Павильон 18.
Построен в 1939 году как павильон Белорусской ССР по проекту архитекторов Г.А. Захарова и З.С. Чернышева. С 1963 года — павильон «Электротехника».
Памятник истории и культуры государственного значения.С 2008 года в павильоне работает торгово-выставочный и информационно-маркетинговый центр Республики Беларусь.
Павильон привлекал внимание самобытной архитектурой. Перед фасадом павильона расположена монументальная колоннада из двух рядов колонн. За колоннадой — открытый полукруглый дворик. Колонны, обрамляющие дворик, обвиты красочными гирляндами плодов (барельеф из майолики); передние колонны отделан цветной майоликой с национальным белорусским орнаментом; пол дворика выложен керамической мозаикой.
Над центром здания высится башня, верхняя часть ее увенчана золоченой скульптурой колхозницы со снопом и венком.

Грузинская ССР

Павильон 12.
Построен как павильон «Грузинская ССР» в 1939 году по проекту архитекторов А.Г. Курдиани и Г.И. Лежава.
На его месте в 1987 был построен павильон «Советские профсоюзы» по проекту архитектора В.С. Кубасова.
На ВСХВ-39 павильон солнечной Грузии выделялся внушительным 18-метровой высоты портиком-арматурой и красотой грузинского народного орнамента.
К павильону примыкала оранжерея субтропической растительности Золотой Колхиды.За колоннадой располагался открытый двор — атриум, ограниченный богато орнаментированными стенами. В водоемах, искусно вплетенных в мраморный узор пола, журчали фонтанчики. В архитектурной обработке интерьера, перекрытий, стен, проемов использованы приемы отделки грузинского жилого дома.
Архитектура этого павильона являлась образцом удачного синтеза форм национального зодчества с современным содержанием выставочной тематики.

Казахская ССР

Павильон 11.
Построен в 1954 году как павильон Казахской ССР по проекту архитекторов И.М. Петрова и Н.В. Куприянова. После перехода ВДНХ на отраслевой принцип показа он назывался «Металлургия».
Памятник истории и культуры государственного значения.В павильоне работает интерактивная экспозиция, посвященная Республике Казахстан и шоурум казахстанских дизайнеров.
Павильон «Казахстан» на ВСХВ-39 выделялся бело-голубой расцветкой и богатой декоративностью орнамента. Вокруг павильона обегала галерея аркад. Внутри светлые залы с раскрывающимися из окон видами на площадь Колхозов, фонтаны и зональные сады.
В архитектуре и убранстве павильона Казахской ССР на ВСХВ 1954 года использованы традиции национального зодчества республики. Павильон завершен скульптурными фигурами колхозницы и металлурга.
Центральная часть здания перекрыта большим куполом из цветного стекла. Купол покоится на высоких мраморных колоннах, образующих своеобразный внутренний дворик с заглубленным мраморным полом, куда посетитель спускается по ступенькам из галереи, окружающей дворик. Между мраморными колоннами подвешены своеобразные бронзовые люстры, красиво вырисовывающиеся на фоне многоцветных тканых ковров, которыми увешаны стены галереи.
Широкие остекленные проемы центральной части павильона, двери и стеклянный купол снаружи украшены литым металлическим, частично позолоченным орнаментом. Весь главный фасад здания отделан цветной майоликой с национальными узорами, а боковые его части покрыты барельефами на сельскохозяйственные темы.

Киргизская ССР

Построен в 1939 году по проекту архитектора А.С. Плотникова.
С 1939 по 1963 «Киргизская ССР».
С 1964 по 1965 «Транспорт СССР».
Снесён в 1965 году.
Павильон Киргизской ССР отличался своеобразной архитектурой. Монументальный входной портал-лоджия увенчан гербом республики, облицованным золотой и серебряной смальтой.
К порталу примыкала галерея из расцвеченных деревянных резных колонн, вырисовывающихся на фоне стены, расписанной под ковры — тушкеизы.
В галерею выходили стрельчатые окна, под которыми били фонтанчики. В проеме, заполненном орнаментальным витражем из ганчо, были расположены массивные двери красного дерева с бронзой; они вели из лоджии в светлые залы, отделанные в духе народного искусства Центральной Азии. Резной национальный узор покрывал также все внутренние деревянные опоры. На красивых стендах была представлена продукция животноводства, тонкорунного овцеводства и других отраслей сельского хозяйства республики.

Молдавская ССР

Павильон 10.
Построен в 1954 году как павильон Молдавской ССР по проекту архитекторов Ф.П. Наумова, А.И. Захарова, В.П. Туканова. После перехода ВДНХ на отраслевой принцип показа он назывался «Стандарты».
Ярко расписанная национальным орнаментом входная лоджия, рисунок металлических решеток на окнах, портал входа — выдержаны в мотивах молдавских национальных форм.
Фронтон павильона увенчан красиво нарисованным картушем с гербом республики. Залы павильона тонко отделаны в духе молдавского крестьянского жилища. Красивы резные дубовые стены павильона.

Таджикская ССР

Построен в 1939 году по проекту архитекторов М.А. Захарова, А.Е. Антоненко.
Снесён в 1966 году.
Павильон Таджикской ССР был нарядно орнаментирован и декорирован в проемах резным ганчо, в рисунке которого виноградные лозы и раскрытые коробочки хлопка переплетались с изящным геометрическим национальным узором. Убранство павильона говорило о хлопководстве и виноградарстве как основных отраслях сельского хозяйства этой республики.

Туркменская ССР

Построен в 1939 году по проекту архитектора В.А. Ашастина
Снесён в 1966 году.
Павильон Туркменской ССР, выделялся своеобразным восточным орденом портика и резным ганчо, стены входного портала с орнаментальными мотивами из цветов и коробочек хлопка.
Облик павильона создавал обращенный к центральной алее главный фасад. Он выше основной части здания и представлял собой богато декорированную галерею, легкая деревянная галерея проходила также и по боковому фасаду.
В отделке павильона использованы традиционные элементы национального искусства Туркмении: орнаментация и витражи проемов в ажурном ганчо. Потолки деревянные, изящно расписанные народным орнаментом.

Узбекская ССР

Павильон 66.
Построен в 1939 году как павильон «Узбекская ССР» по проекту архитектора С. Полупанова. Реконструирован для ВСХВ-54.
Павильон является памятником истории и культуры государственного значения.
Архитектор С. Полупанов сохранил идею своего проекта павильона Узбекской ССР, построенного для ВСХВ 39, и создал редкое по красоте и изяществу оригинальное здание.
Белоснежная ажурная ротонда возведена на просторной террасе перед павильоном. Легкость и изящность ее колонн подчеркивает фонтан.
Вокруг — просторный дворик, образованный центральной частью здания и его боковыми крыльями.
Во времена послевоенной ВСХВ боковые крылья украшали живописные панно художника П. Котова, которые рассказывали о проведенной в республике за годы советской власти ирригации. К сожалению, панно не сохранились.
Декоративная отделка здания дополняет его красоту и неповторимость. Сочный затейливый узор деревянных дверей, наполненное светом майоликовое оформление входа, сверкающие на солнце витражи, растительный орнамент с изображением кустов и коробочек хлопка, украшающий карнизы, капители колонн и кровлю ротонды — все это сохранившиеся работы лучших мастеров Узбекистана.

Украинская ССР

Павильон 58.
Построен как павильон «Украина» в 1939 году по проекту архитекторов А. Тация и К. Иванченко.
Является памятником истории и культуры государственного значения.
Фасад из гипсовых плит украшают золотые колосья, арка входа обрамляется снопами разной величины. Над входом — витраж, выполненный из блестящей цветной пластмассы, впервые использованной для оформления зданий.
В ходе реконструкции ВСХВ в 1947-1954 годах павильон изменил свой внешний облик. Архитектор А. Таций широко использовал в его убранстве элементы народного зодчества — облицованный украинской майоликовой плиткой фасад, пышно украшенный вход и декоративный керамический венок, обрамляющий арку входа. Над входом в павильон помещен витраж «Переяславская рада», выполненный художниками Г. Боня, В. Давыдовым, С. Кириченко, С. Отрощенко.
Тогда же, сверкая золотом, поднялась над зданием «сплетенная» из цветов, трав и колосьев ажурная корона со шпилем, увеличив высоту сооружения до 42 метров.
На ВДНХ СССР павильон, после некоторых видоизменений, получил название «Земледелие». А в 2002 году он вернул свое название «Украина».