Временные правила посещения музеев. Подробнее
Ок

Павильон №1 «Центральный» (Главный)

Описание
История
О месте

Павильон №1 «Центральный» — одно из самых главных и наиболее монументальных сооружений Выставки. Общая высота павильона вместе со шпилем достигает 97 метров, а общая площадь — 9 378,2 кв. м.

Читать дальше

Когда построен, кто автор

Павильон построен в 1954 г., архитекторы — Ю. В. Щуко и Е. А. Столяров.

Смена названия

До 1963 г. — «Главный» павильон.

Статус

Объект культурного наследия федерального значения.

Современное состояние

Отреставрированы фасады павильона. В интерьерах продолжаются реставрационные работы.

Расписание
Временно закрыт
Удобства
Туалеты
Контакты
Телефон
E-mail

История создания

Архитектура павильона отсылает к лучшим примерам русской классической архитектуры. Его уступчатая высотная композиция завершена шпилем со звездой, а трехъярусная композиция, торжественность и стиль навевают образы памятников русского ампира, более всего перекликаясь с силуэтом башни петербургского Адмиралтейства.

Ясный строгий облик павильона «Центральный» почти лишен пышного лепного декора. Особенно это проявляется в отделке первого яруса, суровые плоскости стен которого оживлены лепными композициями серпов и молотов с помещенными на архитраве — горизонтальной части антаблемента, лежащей на капителях колонн, — выразительными гирляндами гипсовых фруктов, овощей и медальонов. Этот мастерски примененный прием сопоставления больших оштукатуренных поверхностей стен и уступов с элементами скульптурного декора придал павильону монолитную цельность, которая по нарастающей оживлена вторым и третьим ярусом с устремленным вверх шпилем.

В ходе реконструкции ВСХВ Генеральным планом 1950 г., разработанным под руководством А. Ф. Жукова и Р. Р. Кликса, было предусмотрено значительное расширение и перепланировка территории ансамбля выставки и создание парадной центральной оси, значительно преобразившей масштаб Выставки. Главный павильон, подобно довоенному, построенному в 1939 г., стал своеобразным «вводным залом» в экспозицию Выставки.

Проект по наследству

После проведенного конкурса, на котором был представлен ряд проектов, исполненных крупнейшими архитекторами своего времени, был выбран вариант Ю. В. Щуко и Е.А. Столярова.

Особое место в оформлении высотной композиции играют скульптуры, расположенные по четырем сторонам света.

История экспозиций

Экспозиция павильона отображала основные вехи в истории советского государства и успехи в индустриализации, сельском хозяйстве, науке и культуре. Для удобного расположения и осмотра была избрана планировка, представляющая собой центральный зал и связанные с ним восемь выставочных. Все девять залов Главного павильона были отделаны искусственным мрамором, украшены скульптурой и живописью, выполненной выдающимися советскими мастерами искусства: А. М. Герасимовым, А. А. Дейнекой, П. П. Соколовым-Скаля, М. Г. Манизером, Е. В. Вучетичем и др. Особенно впечатляла анфилада залов, посвященных Октябрьской революции, Конституции, борьбе СССР за мир. Их отделка сохранилась почти в первозданном виде.

Зал Октябрьской революции

Первый зал Октябрьской революции украшали два больших монументальных панно «Штурм Зимнего дворца в Октябре 1917 года» и «Провозглашение В.И. Лениным Советской власти на Втором Всероссийском съезде Советов» кисти П.П. Соколова-Скаля.

Стенды с декоративными украшениями, картины в позолоченных рамах, красный тон стен и две скульптурные группы «людей Октября»: «Красногвардеец и партизан», «Солдат и матрос» — выражали историческое значение Октябрьской революции в истории СССР. Вплоть до начала 1990-х гг. тематика зала никогда не изменялась.

Далее, проходя через большой портал в виде триумфальной арки, посетители попадали в великолепный зал Советской Конституции высотой 30 м, расположенный под башней павильона. Аналогичный ему Екатерининский зал Сената в Кремле на один метр ниже — 29 м. В центре зала располагались огромные знамена шестнадцати союзных республик. Они сменили установленную до этого скульптурную группу «Ленин и Сталин» работы З. И. Азгура, перенесенную в павильон Белорусской ССР.

Зал имеет круглую форму и перекрыт кессонированным куполом диаметром 25 м, под которым протянулся фриз из знамен и гербов союзных республик (из них не сохранился только герб Карело-Финской ССР, сбитый в связи с изменением статуса республики).

В простенках между арками были установлены восемь скульптурных групп, также «иллюстрирующих» статьи Конституции, исполненные бригадой молодых скульпторов под руководством М. Г. Манизера.

Смены экспозиций

В 1959 г., когда ВСХВ была объединена с ВПВ (Всесоюзной промышленной выставкой) в одну общую ВДНХ СССР — Выставку достижений народного хозяйства СССР, экспозиция Главного павильона стала больше демонстрировать достижения промышленности. 

После переименования в 1963 г. Главного павильона в Центральный (в связи с переходом ВДНХ на отраслевой принцип показа), экспозиция павильона также стала изменяться в соответствии с линией партии и правительства Советского Союза. Самой значительной вехой стала экспозиция, приуроченная к 50-летию Октябрьской революции, несмотря на дальнейшие обновления, определившая более чем на 30 лет образ экспозиции павильона. Главным символом экспозиции этого периода стала грандиозная электрифицированная карта экономического развития СССР площадью 300 кв. м.

В 1988–1990 гг. в бывшем зале «СССР в борьбе за мир» была размещена экспозиция «Государственная автоматизированная система научно-технической информации» с интерактивным доступом в электронные банки данных отраслевых информационных институтов. Специалисты могли в режиме удаленного доступа через модем получать информацию по интересующей их теме — аннотации научных статей, монографий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, авторефераты диссертаций, ГОСТы, патенты по всем отраслям народного хозяйства.

С 1990 по 1999 г. в павильоне была развернута выставка «Мир открытий», где в игровой форме дети и подростки познавали физические явления и ставили опыты. Там были представлены первые отечественные компьютерные развивающие программы, работала голографическая лаборатория. Эта экспозиция, продолжавшая лучшие традиции ВДНХ СССР, была настолько популярной, что иногда павильон №1 даже упоминался как павильон «Мир открытий».

В 90-е прежняя экспозиция павильона была практически полностью свернута, в здании соорудили второй этаж, а все пространство заполонили многочисленные торговые киоски.

21 декабря 2000 г. в центральном круглом зале павильона №1 «Центральный» был создан Дом народов России — деловой и культурный центр, предназначенный для многочисленных общественных, информационно-культурно-массовых акций.

1 августа 2014 г. в анфиладе центральных залов открылась Главная выставка страны, с которой начался новый этап в истории павильона, ознаменовавший эпоху возрождения ВДНХ.

Интересные факты

  • Забытый за фанерой горельеф: в ходе ремонтных работ в 2014 г. в зале №9 павильона за фанерой был обнаружен горельеф выдающегося скульптора Евгения Вучетича (автора памятника «Родина-мать» в Волгограде) «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!».
  • На площади 90 кв. м скульптор изобразил более 1500 человек. В рамках реставрационных работ были восстановлены отбитые фрагменты скульптур, удалены загрязнения, пятна и поздние тонировки, обмазки, инородные записи, укреплены склейки отдельных частей и фрагментов, а также авторское защитно-декоративное покрытие, заделаны трещины и технологические стыковочные швы, воссоздана живопись в авторском цвете и тоне, проведено бронзирование поверхности. Реставрация полностью завершена.

В подборке