Уважаемые гости, возможны заторы автотранспорта и очереди на въезд у КПП «Хованский». Вы можете воспользоваться другими въездами на территорию Выставки.

Ок

Pavilion No. 14 Exhibition and Trade Centre of the Republic of Azerbaijan

Tomorrow from 11:00
Description
History
About place

The pavilion is open to the public.

The pavilion was built in 1939. The official opening ceremony of the Azerbaijan Pavilion after restoration was held on 23 November 2019. The pavilion houses the trade and exhibition centre of Azerbaijan. The centre operates as a cultural and business mission of Azerbaijan in Russia, promoting cooperation between the two countries.

Read more

Year built, architect

Built in 1939 to the design of Sadykh Dadashev and Mikael Useinov.

Name changes

Until 1963: Azerbaijani SSR.

Status

Federal cultural heritage site.

Current state

The conservation artists did an impressive job restoring the decorative details on the historic façade. Among the features restored were the stalactite vault adorned with grapevines inside the main entrance portal, the granite main staircase, the basement, the plaster coat on the walls, ceramic decor on the main façade, metal grating on the windows, the cornices, metal structures of the greenhouse and the stylobata.

The entire entrance suite was reconstructed, complete with the front door unit, the cups of the two twin fountains and the historic sculptures Shepherd and Azerbaijani Woman, which were reconstructed from the original sculptor's moulds in the custody of Azerbaijan's National Museum of Arts.

The conservation artists also restored or reconstructed the unique shabaka stained glass windows: the nutwood mesh Azerbaijani craftsmen assemble detail by tiny detail without the use of glue or nails.

The pride and joy of the renovated pavilion are its surviving 1939 vintage interiors. The restoration work exposed the previously walled-up historic skylights, conserved the brickwork of the walls and décor details, the translucent ceiling decorations, the skylights and marble facing on the wall piers and basement. The artists applied a polychromatic coat of paint on the ceiling ornaments representing the Azerbaijani national art of rug-making, and recreated or restored the mosaic decoration of the marble floors.

The renovated pavilion comprises several themed areas devoted to Russian-Azerbaijani cooperation. In addition to the permanent museum exhibit introducing visitors to the history, culture and economic development of Azerbaijan, there is a guest exhibition area, presentation room, library with reading room, trade representative's office and a tea café in the greenhouse.

Schedule
Mo
Day off
Tu — Su
11:00 — 19:00
Contacts
E-mail
Address
119 Mira Avenue, Pavilion No. 14

Historical Background

The earliest building meant to accommodate the Crimea and Northern Caucasus exposition was constructed in 1937 on the site of the future Computing Technology Pavilion only to be replaced by two new pavilions a couple of years later: the Armenian SSR and Azerbaijani SSR ones.

The designers of the Azerbaijani pavilion, Sadykh Dadashev and Mikael Useinov, made no attempt to reproduce any elements or specimens of Azerbaijani national architecture. The historic pavilion was a typical example of Stalinist eclecticism. However, the understated form was amply made up for by the luxurious décor. In 1941, this stunning design solution won Dadashev and Useinov the highest recognition: a 2nd Degree Stalin Prize.

The creators of the rectangular Azerbaijani SSR Pavilion gave it a low stylobata faced with red granite. The main façade was highlighted with an imposing 16-metre portico. The portico was capped by a curved cornice which, similarly to the rest of the pavilion, was inlaid with a colourful maiolica ornament. The semi-dome above the entrance was entwined with gold-plated grapevines. The fountains and decorative trellises made the elegiac ambience complete.

The lateral fronts with their unruffled mesh of windows and niches were enlivened by stucco moulds.

For a while, the building stood adorned with murals by Oksana Pavlenko and Leonid Feinberg. But those did not survive the facelift for VSKhV's grand reopening in 1954.

The architects, who had thought of every little detail of the pavilion's exquisite interior decoration, made special provisions for the lighting. The pleasing stained glass ornaments in the windows of the main façade were set in shabaka frames—nutwood trellises similar to those that Azerbaijani folk artisans assemble from tiny parts without the use of glue or nails. VSKhV Head Architect Anatoly Zhukov writes in his book VSKhV Architecture: 'The halls are flooded with golden light percolating through the shabaka, casting bright splotches upon the ornamental floors, the wall rugs and the exhibits. Painted with a subtle ornament, ever so slightly touched by the gold, the rafters and panels of the floor spans stand out in the half-tones of reflected light'.

The vaulted decorative arrangement of the central hall echoes the ornaments of the main façade.

The pavilion was remodelled in 1959, but fortunately without losing its façade, its precious interiors or even the marble floors from 20 years before. The remodelling architect, I.L. Zuckerman, did not alter the style of the prewar part of the building but simply designed a new and final annexe with the greenhouse.

The later occupant, the Computing Technology exposition, brought much more significant changes in its wake. In 1967, the splendid portico was concealed behind a metallic front designed by the Soviet VDNH architectural studio headed by L.I. Marinovsky. Fortunately, the historic décor pieces, with the exception of the lateral fountains, survived underneath the new frame. This was quite possibly explained by the urgency of the façade remodelling work: it had to be completed during the last business week of April to be ready on 1 May when the new expo season opened.

History of Exhibits

The Azerbaijani SSR Pavilion added a touch of Great Silk Road adventure to VDNH's prim façade with its tea and coffee, its quinces and grapes, honey melons and rahat lakoum, lemons and oranges. The exposition showcasing Azerbaijan's success stories in crop farming, irrigation, cattle farming, silkworm farming, fisheries, culture and domestic comforts naturally segued into the opulent garden in the back of the pavilion. There were some rare and valuable trees there, as well as nuts and fruits.

There was a large aquarium with fountain in the middle of the garden. Different kinds of Caspian sturgeon inhabited the glass octagon.

The Computing Technology exposition that moved into Pavilion No. 14 in 1963 focused on electronic computing technology, control instruments and office equipment, featuring all the latest ideas and designs Soviet scientists and engineers had to offer in the field.

The Azerbaijani SSR exposition briefly returned to the pavilion for the 60th anniversary of the October 1917 Revolution in 1977.

В подборке

Изменение в работе контрольно-пропускных пунктов группы «Экспо» Подробнее

Ок

Павильон №14 Республики Азербайджан («Вычислительная техника и информатика», бывший Азербайджанской ССР)

Описание
История
О месте
Павильон построен в 1939 году. 23 ноября 2019 на ВДНХ состоялось важное событие юбилейного для Выставки года: официальная церемония открытия отреставрированного павильона республики Азербайджан. В нем разместится торгово-выставочный центр страны. Деятельность центра будет направлена на культурное и деловое представительство Азербайджана в России, развитие сотрудничества между странами.
Читать дальше

Когда построен, кто автор

Построен в 1939 году по проекту архитекторов С.А. Дадашева, М.А. Усейнова.

Смена названия

До 1963 года — «Азербайджанская ССР».

Статус

Объект культурного наследия федерального значения.

Современное состояние

Открытие павильона №14 «Азербайджан» — важное событие юбилейного года ВДНХ.

Была проведена серьезная работа по восстановлению элементов декора на исторических фасадах. В частности, специалисты отреставрировали сталактитовый свод, украшенный виноградными лозами в портале главного входа, восстановили гранитную парадную лестницу, цоколь, штукатурный слой стен, керамический декор главного фасада, металлические оконные решетки, карнизы, металлоконструкции оранжереи и стилобата.

Были воссозданы все элементы входной группы: парадный дверной блок, чаши двух парных фонтанов и исторические скульптуры — «Чабан» и «Азербайджанка», изготовленные по сохранившимся авторским слепкам из фонда азербайджанского Национального музея искусств.

Также специалисты отреставрировали и восстановили уникальные витражи шебеке — решетки из орехового дерева, которые азербайджанские мастера собирают на родине из мелких деталей без использования гвоздей.

Главная гордость отреставрированного павильона — сохранившиеся интерьеры 1939 года. В ходе работ были раскрыты исторические световые фонари, отреставрированы кирпичные кладки стен и декоративных элементов, световые плафоны на потолке, фонари и мраморные облицовки пилястр и цоколя. Специалисты выполнили полихромную покраску узора плафонов (потолков), олицетворяющую национальное ковроткачество, и воссоздали в реставрационном режиме мозаичное покрытие мраморных полов.

В отреставрированном павильоне со временем откроются несколько тематических зон, посвященных российско-азербайджанскому сотрудничеству: постоянно действующая музейная экспозиция, знакомящая посетителей с историей, культурой и развитием Азербайджана; выставочная зона, зал для презентаций, библиотека с читальным залом, торговое представительство и кафе-чайная, расположенная в оранжерее.



Расписание
Информация о графике работы будет доступна в ближайшее время
Контакты
Телефон
E-mail

История создания

В 1937 году на участке будущего павильона «Вычислительная техника» было построено здание для экспозиции Крыма и Северного Кавказа. Однако уже через пару лет на его месте появились два новых павильона — «Армянская ССР» и «Азербайджанская ССР».

При разработке проекта последнего архитекторы С.А. Дадашев и М.А. Усейнов не стремились к воспроизведению элементов конкретных примеров национального зодчества. Историческое здание павильона представляет собой типичный образец сталинской эклектики. Но сдержанную простоту его форм с лихвой компенсировала красочность декора. В 1941 году это изумительное сочетание принесло С.А. Дадашеву и М.А. Усейнову признание высочайшего уровня — Сталинскую премию второй степени.

Прямоугольное в плане здание павильона «Азербайджанская ССР» получило от своих создателей невысокий стилобат, облицованный красным гранитом. Главный фасад украсил эффектный 16-метровый портик. Его завершением стал изогнутый карниз, расцвеченный, как и весь павильон, майоликой с ярким орнаментальным рисунком. Полукупол над входом был увит позолоченными виноградными лозами. Завершали этот поэтичный образ фонтаны и декоративные решетки.

Боковые фасады, расчерченные спокойной сеткой окон и ниш, оживляли лепные композиции.

Некоторое время здание украшали фрески работы О.Т. Павленко и Л.Е. Фейнберга. Но они были утрачены в ходе ремонта павильона к открытию ВСХВ 1954 года.

В изысканно оформленных интерьерах архитекторы позаботились не только о тонкой проработке деталей, но и об уникальном освещении. Шебеке — решетки из орехового дерева, подобные тем, что азербайджанские народные мастера собирают из мелких деталей без единого гвоздя, — обрамляли геометрический узор из цветного стекла в оконных проемах главного фасада. С восхищением писал об этом в своей книге «Архитектура ВСХВ» главный архитектор Выставки А.Ф. Жуков: «Залы залиты золотистым светом, проникающим сквозь шебеке и бросающим яркие пятна на узорчатые полы, стенные ковры, экспонаты. В полутонах световых рефлексов выделяются расписанные тонким узором, слегка тронутые золотом балки и кессоны перекрытий».

Интерьер центрального зала дополняет арочное обрамление, цитирующее орнаменты главного фасада.

В 1959 году павильон подвергся реконструкции, к счастью, не лишившись ни фасада, ни прекрасных интерьеров, ни даже мраморного напольного покрытия 20-летней давности. Архитектор И.Л. Цукерман, сохраняя стилистику довоенной части здания, спроектировал новый заключительный зал с оранжереей.

Гораздо более значительные изменения в павильон пришли вслед за новой экспозицией «Вычислительная техника». В 1967 году знаменитый портик был скрыт металлическим фасадом, проект которого разработала архитектурная мастерская ВДНХ СССР под руководством Л.И. Мариновского. Причем при сооружении каркаса исторические элементы, за исключением боковых фонтанов, сохранились. Возможно, это было обусловлено срочностью монтажа нового фасада: завершить его требовалось в течение последней рабочей недели апреля, в рамках подготовки выставочного сезона, открытие которого намечалось на 1 мая.

История экспозиций

«Азербайджанская ССР» привносила в парадный образ Выставки аромат странствий по Великому шелковому пути: чай и кофе, айву и виноград, дыни и рахат-лукум, апельсины и лимоны. Экспозицию, раскрывающую успехи республики в области растениеводства и ирригации, животноводства, шелководства и рыболовства, культуры и быта, продолжал роскошный сад, расположенный позади павильона. Росли в нем не только орехи и фрукты, но и деревья ценных пород.

В центре сада был установлен большой аквариум с фонтаном. В стеклянном восьмиграннике плавали осетры и севрюги из Каспийского моря.

В 1963 году в павильоне №14 разместилась экспозиция «Вычислительная техника», рассказывающая о производстве электронно-вычислительных, управляющих машин и оргтехники. Здесь были представлены новейшие разработки советских ученых и конструкторов в этой важной отрасли.

В 1977 году к празднованию 60-летия Октября в павильон ненадолго вернулась экспозиция Азербайджанской ССР.

В подборке