Павильон №26. Музей транспорта Москвы

Сегодня с 11:00
В соответствии с Указом Мэра Москвы №61-УМ от 21.10.21 г. музей работает с временными ограничениями. Посещение музея допускается при наличии у посетителя QR-кода и средств индивидуальной защиты. Подробная инструкция по получению QR-кода доступна на портале mos.ru.
Описание
История
О месте

В историческом павильоне №26 Музей транспорта Москвы открыл выставку «Мечта москвича». Выставка-байопик рассказывает историю марки «Москвич», самого народного советского автомобиля.

Музей транспорта Москвы впервые представил коллекцию серийных автомобилей, прототипов москвичей и гоночных болидов в кинематографическом жанре «байопик». На выставочной площади более 2 000 квадратных метров, в четырех залах выставки, как и в лучших в традициях этого киножанра, посетители проследят путь автомобильной марки от съемок в главных советских фильмах и участия в международных ралли до закрытия завода.

Экспозиция «Мечта москвича» представлена 30 экспонатами транспортной коллекции и более 300 редкими артефактами. Среди них «Москвич-422» («Буратино») 1954 года — уникальный образец с сохранившимся деревянным кузовом, миллионный «Москвич-408» 1967 года, двигатель ГД-1 — первый советский двигатель, который был создан для участия страны в Формуле-1, и личные вещи главного конструктора завода А.Ф. Андронова, переданные его сыном.

Знакомство с историей автомобильной марки «Москвич» начинается со специально созданной инсталляции от художника Ирины Кориной «Рог изобилия», которая в качестве пролога к выставке символизирует расцвет эпохи индустриализации в СССР, подарившей стране в том числе и первый народный автомобиль.

В зале основной экспозиции посетители оказываются в кадрах-инсталляциях к фильмам «Москва слезам не верит», «Осторожно, бабушка!», «Сердца четырех», «Бриллиантовая рука» и «Зеленый огонек».

В зале «Ралли» расположилась объемная карта с отметками маршрутов ралли-марафонов, здесь можно послушать фрагменты из книги «Москвичи на Москвичах. Дневник гонщика» Юрия Клеманова, а в зале «Прототипы» — юные посетители могут посмотреть мультфильм про то, как создаются машины, узнать историю советского электрокара и как его дизайн связан с бутылкой кока-колы.

Сердце выставки — «Зал истории завода» дает возможность каждому гостю почувствовать себя исследователем и найти в картотеке чертежи, фотографии и книги, связанные с историей завода Ким/МЗМА/АЗЛК/АО «Москвич», посмотрев на них горящими глазами его сотрудников, которые оставили после себя важное инженерное и дизайнерское наследие.

В финале выставки посетители попадут на киносъемочную площадку одного из культовых советских кинофильмов с «Москвичом» в главной роли — «Зеленый огонек», смогут сняться в одном из его эпизодов и скачать готовый ролик со своим участием для размещения в социальных сетях.

Читать дальше

Когда построен, кто автор

Павильон построен в 1937 году, реконструирован в 1954 году по проекту П.П. Ревякина, А.М. Громова, В.Ф. Туканова, И.А. Игнатьевой.

Смена названия

До 1938 года — «Зерно», в 1938–1954 годах — «Хлопок», в 1954–1955 годах — «Земледелие», в 1956–1957 годах — «Геология, нефть, химия», в 1958–1966 годах — «Химическая промышленность». С 1967 года — «Транспорт СССР».

Статус

Портик павильона — объект культурного наследия федерального значения.

Современное состояние

Открыт для посещения.

Расписание
Пн
Выходной
Вт — Вс
11:00 — 21:00
Удобства
Оплата картой
Туалеты
Стоимость билетов
Стандартный билет
400 руб.
Льготный билет
250 руб.
Семейный билет
900 руб.
2 взрослых, 2 детей от 7 до 16 лет включительно.
Дополнительные услуги
Бесплатный трансфер
Для посетителей выставки организован бесплатный трансфер от станции метро «ВДНХ» (выход №3) до остановки «Москвариум». Вас будет ждать микроавтобус с табличкой «Выставка Мечта Москвича». Режим работы: с 10:00 до 21:00 каждые 15–20 минут.
Контакты
Адрес
проспект Мира, 119, павильон №26

История создания

Летом 1936 года согласно генеральному плану ВСХВ началось строительство деревянного павильона по проекту М.Б. Шнейдера для экспозиции «Зерно». Позже проект был частично переработан архитектурной мастерской Выставки под руководством В.К. Олтаржевского при участии М.А. Минкуса и А.П. Ершова и реализован в 1937-м. А еще через год изменилось и наполнение павильона, куда была переведена экспозиция «Хлопок», ранее занимавшая здание на месте современной часовни святого Василия Великого.

Фасад павильона «Хлопок» был решен в стиле ар-деко. Парные колонны, образующие портик, придавали его архитектуре ритмическую строгость и покой.

В 1940 году входную группу украсили лепнина, орнаментальные узоры и живопись, покрывшая всю плоскость стены в глубине портика. В таком образе павильон прекрасно справлялся с ролью символа успеха советского хлопководства и независимости СССР от зарубежных поставок «белого золота».

В период послевоенного реформирования ВСХВ в здание поместили новую экспозицию — «Земледелие». Смена профиля потребовала иного внешнего облика павильона, что было также обусловлено значительным изменением площади Механизации и увеличением габаритов многих строений Выставки.

Над проектом реконструкции павильона №26 работали архитекторы П.П. Ревякин, А.И. Игнатьева, А.И. Громов и В.П. Туканов. Они создали строгий монументальный портик-лоджию вводной части в противоположность массивному фасаду не сохранившегося павильона «Животноводство». Новый головной объем позволил оборудовать вводный и лекционный залы, а также необходимые служебные помещения, практически не затрагивая часть довоенного здания.

История экспозиций

В октябре 1938 года экспозицию «Зерно» сменила в павильоне №26 выставка, посвященная достижениям советского хлопководства. В то время она охватывала также демонстрационный участок с моделью ирригационной системы, в составе которой среди прочих технических новинок был представлен прибор, учитывающий расход воды и автоматически передающий свои показатели на расстояние.

Экспозиция «Земледелие», размещенная в павильоне в середине 1950-х, знакомила посетителей со следующими тематическими направлениями: «Почвы СССР и способы повышения их плодородия», «Производство и применение удобрений и химических средств борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур и сорными растениями», «Передовые приемы обработки почв», «Семена и посев», «Освоение новых земель», «Передовые колхозы, совхозы и машинотракторные станции». Через нее можно было пройти в несколько посвященных растениеводству отраслевых павильонов, выстроившихся по обеим сторонам Мичуринского сада.

В 1956 году в связи с созданием на территории ВСХВ экспозиций Всесоюзной промышленной выставки павильон №26 вновь сменил тематический профиль. Практически все последующие 10 лет значительное место в нем занимали достижения химии, в частности в области производства высокомолекулярных полимерных соединений, органических ядохимикатов и удобрений.

В связи с оборудованием нового здания для экспозиции «Химическая промышленность» (павильон №20) в 1967 году павильон №26 был перепрофилирован для демонстрации достижений СССР в сфере транспорта. Они расположились не только в залах, но и на пяти открытых площадках. Множество искусно исполненных моделей основных видов магистрального транспорта — железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного — было представлено как в макетах, так и в натуральную величину (например, сохранившаяся модель «Як-42»). Также здесь можно было увидеть приборы и агрегаты, применяемые при эксплуатации транспортной техники. При создании экспозиции в большом количестве использовались диорамы, фотографии и витражи, динамические и электрифицированные карты, что делало ее одной из самых увлекательных на Выставке.

С 24 апреля 2014 года по 1 марта 2020 года в залах павильона располагалась экспозиция Государственного политехнического музея. Выставка была поделена на семь тематических блоков: «За пределами Земли», «Иллюзии», «Радио+», «Аналоги природы», «Новый антропогенез», «Энергия ядра», «Энергия плазмы».

В подборке