Павильон №64

Маршрут
Описание
История
О месте

Павильон закрыт на реставрацию, но с тыльной стороны здания можно увидеть фонтан «Мальчик с рыбой».

Когда построен, кто автор

Павильон построен в 1937-1939 годах по проекту Е. А. Левинсона. В 1949–1954 годах здание было реконструировано при участии архитектора И. З. Вильнера.

Смена названия

В 1939–1941 годах — «Ленинград и северо-восток РСФСР», в 1954–1958 годах — «Ленинград и северо-запад РСФСР», в 1959–1966 годах — «Образование в СССР», в 1967–1982 годах — «Экономика сельского хозяйства». С 1982 года — «Оптика».

Статус

Объект культурного наследия федерального значения.

Современное состояние

Закрыт на реставрацию.

История создания

В результате проведенного в 1936 году конкурса к реализации был принят проект Е. А. Левинсона, отражавший традиции архитектурной школы Северной столицы.

1939-1941 гг. – «Ленинград и северо-восток РСФСР»

Здание было выстроено в 1937-1939 годах по проекту ленинградского архитектора Е.А. Левинсона, как павильон «Ленинград и Северо-Восток РСФСР». Для него был отведен участок на площади Колхозов, вокруг которой группировались республиканские и зональные павильоны.

Экстерьер — павильон представлял собой одноэтажное здание прямоугольной в плане формы с граненым выступом со стороны двора под скатной крышей. Строение имело симметричную композицию с высоким центральным объемом, выделенным изящным четырех колонным портиком, и более низкими боковыми крыльями, окруженными открытыми галереями. Необычной деталью композиции являлся вынесенный вперед к аллее бронзовый памятник советскому государственному деятелю, первому секретарю Ленинградского обкома ВКП(б) С.М. Кирову, выполненный по эскизам скульптора Н.В. Томского. Он представлял собой уменьшенную авторскую копию памятника на Кировской площади в Ленинграде.

Экспозиция — в восьми залах павильона размещались экспозиции Архангельской, Вологодской, Кировской, Горьковской, Ленинградской, Свердловской, Карельской, Марийской, Удмуртской, Чувашской областей и Коми АССР. В их основу легло народное творчество русского Севера – вятская игрушка, шемагодская резьба по дереву, хохломская роспись и многое другое.

1949-1954 гг. – реконструкция павильона

В 1949–1954 годах здание было реконструировано по проекту Е. А. Левинсона при участии И. З. Вильнера. В стилистическом решении обновленного павильона проявились традиции русской архитектуры первой половины ХIХ века. От повышенной центральной части распахнулись в обе стороны крылья, обращенные на площадь некогда открытыми галереями. 

Колоннада второго яруса реконструированного павильона подчеркнула центральную часть высотой 21 м, увенчанную декоративными обелисками, сочетающимися с медальоном герба РСФСР в окружении знамен и пальмовых ветвей. 

Фасады павильона насыщены тонко проработанными лепными деталями медальонов с развевающимися лентами; снопами, стилизованными под пучки стрел; гирляндами роз и другими элементами, характерными для архитектуры Ленинграда 1940-х годов.

Обращают на себя внимание и выразительные штандарты в галереях. Вход в павильон решен в виде трехпролетной триумфальной арки, а над порталом помещен картуш с изображением здания Адмиралтейства. 

Над оформлением залов трудился творческий коллектив Ленинградского отделения Художественного фонда СССР под руководством главного художника павильона Р. А. Карпова. 

1954-1958 гг. – «Ленинград и северо-запад РСФСР»

Экстерьер — в 1953 году была начата реконструкция павильона, которая была завершена в июле 1954 года.  Он представлял собой величественное сооружение в стиле сталинского ампира, обильно украшенное скульптурным и лепным декором. Боковые крылья с галереями оформлены торжественными гирляндами и медальонами на темы плодородия.

Верхняя часть центрального объема оформлена колоннадой дорического ордера. Над входом расположена эмблема павильона, включающая в себя символы триумфа, изобилия и механизации сельского хозяйства.

Бассейн на площадке за павильоном, показанный еще на первоначальном генплане участка, был устроен только сейчас. Его украсила скульптура «Мальчик с рыбой» – точная копия произведения скульптора Б.Н.Сона, выполненного в 1949 году и установленного в парке Победы в Ленинграде.

Интерьер — во внутренней планировке своими размерами выделялись Вводный зал и зал Ленинградской области, расположенные на центральной оси от главного входа. По сторонам от них симметрично располагалось по три зала меньшей площади. Над оформлением интерьеров трудился творческий коллектив Ленинградского отделения Художественного фонда СССР под руководством главного художника павильона Р.А. Карпова.

Во всех залах были устроены паркетные полы; стены и потолки заполнили росписи и лепнина по мотивам народных промыслов русского Севера. Центральным элементом каждого из залов являлись пристенные стенды и центральные установки, демонстрирующие достижение северо-западных областей в сельском хозяйстве.

Вводный зал производил сильное впечатление своим объемом (высота – 20 метров). Он был решен в строгих монументальных формах. По сторонам от входа и в проемах, ведущих в соседние залы, были установлены массивные колонны, облицованные искусственным мрамором, с гипсовыми капителями. Над ними располагался антаблемент с гладким фризом и лепным карнизом, а выше – четыре монументальных живописных картины: напротив главного входа находилась картина художника Евсей Моисеенко «Смольный в октябре 1917 года», слева – картина художника Анатолия Казанцева «Завод им. Сталина во время создания гидротубрины», справа – картина художника Тарас Шевченко «Машины, направляющиеся на колхозные поля», а над входом в зал помещена картина «Встреча гвардейцев у Нарвских ворот в июле 1945 года». Плоскости стен над живописными панно были равномерно разделены пилястрами, дополнены лепниной и завершены крепованным карнизом. Украшением кессонированного потолка являлись четыре люстры с деталями из кобальтового стекла.

На мраморных пилонах по сторонам входа в Ленинградский зал были помещены рельефные изображения ордена Красного Знамени и ордена Ленина, которыми был награжден город Ленинград. Также здесь же были установлены два стенда, выполненные в виде чугунных решеток, характерных для архитектуры Ленинграда. Среди зала симметрично были расставлены фарфоровые вазы на высоких мраморных пьедесталах.

Круглый зал Ленинградской области площадью 250 квадратных метров и высотой 11 метров был перекрыт куполом, оформленным живописными панно и орнаментами в технике гризайль с видами достопримечательностей Ленинграда – крейсера «Аврора», скульптуры «Медный всадник», Дворцовой площади, Нарвских ворот. Центр купола отмечала огромная хрустальная люстра. Вход в зал фланкировали массивные каннелированные колонны с облицовкой из искусственного мрамора и гипсовыми капителями. В торце зала располагался скульптурный горельеф «Праздничный Ленинград», завершающий перспективу зала (скульпторы Григорий Косов, Александр Овсянников, Василий Стамов и Алексей Тимченко). На нем запечатлено торжественное шествие рабочих, колхозников и детей с развивающимися знаменами на фоне памятника В.И. Ленину у Финляндского вокзала в Ленинграде. Изначально рельеф был создан под названием «И.В. Сталин – депутат Ленинграда», но перед открытием павильона стоящий по центру вождь был заменен на двух рабочих, а у некоторых фигур изменили повороты головы (изначально все смотрели на И.В. Сталина). Интересно, что копию этого горельефа можно увидеть на станции метро «Нарвская» в Санкт-Петербурге.

Слева от входа располагался зал Вологодской области с рассказом о переработке молока и производстве масла. Его торцевую стену оформляли три арочные ниши, отвечавшие трехчастному входному порталу. Продольные стены завершал аркатурный пояс, вдохновленный древним зодчеством, а орнаментальная роспись потолка напоминала о вологодских кружевах.

Справа от Вологодского зала находился Коми АССР с оригинальным лепным плафоном, украшенный орнаментами с этническими мотивами. Декорации в помещении напротив – зале Архангельской и Мурманской областей – представляли образцы резьбы по дереву и кости на фоне стен, облицованных деревянными панелями. Потолок помещения воспроизводил балочную конструкцию на резных кронштейнах. У стены напротив главного входа на постаменте был установлен бюст М.В. Ломоносова, уроженца Архангельской области.

В правой половине здания был представлен зал Псковской области с показом образцов льна, выращенного в этом регионе. Его торцевую стену также, как и в Вологодском зале, членили три ниши с арочным завершением, продольные стены венчал аркатурный пояс, а потолок украшали росписи, присущие местным промыслам.

Центром зала Калининградской области, расположенном слева от Псковского, являлся бронзовый барельеф М.И. Калинина. Карты и графики стендов здесь были отделаны янтарной крошкой.

В Новгородском зале основной была тема льноводства. В оформлении зала использовалась резьба по дереву и изделия из льняных полотен народных умельцев. Торцевую стену зала украшала картина, иллюстрирующая уборку льна комбайном.

В целом экспозиция павильона представляло собой яркое зрелище, в котором тематику стендов удачно дополняло и развивало тщательно продуманное архитектурно-декоративное убранство, наглядно раскрывавшее региональные особенности каждой из областей, их традиционные промыслы и достопримечательности.

1959-1966 гг. – «Образование в СССР»

Экстерьер — в 1959 году, в связи с упразднением зональных экспозиций, павильон получил новое название – «Образование в СССР». В целях приспособления здания был проведен комплекс работ по проекту архитектора Л.И. Гельфанда. Галереи боковых фасадов получили остекление, в результате чего пространство галерей было включено в интерьер. При этом кессоны потолка галерей уцелели, а лепные обрамления (гирлянды) в проемах галерей были демонтированы.

По обеим сторонам от главного входа были устроены бытовые помещения (санузлы, комната директора и секретаря) в три этажа. Таким образом, пространство открытого вестибюля (лоджии перед главным входом) было включено в интерьер. Таким образом, пространство открытого вестибюля (лоджии перед главным входом) также вошло в состав интерьера. Изменения внутренней планировки неминуемое отобразились на главном фасаде. Боковые проемы с металлическими решетками по сторонам от главного входа были заложены, по их осям – пробиты окна в трех этажах, декор фасада частично утрачен (боковые части фриза под колоннадой, рельефные надписи и лепнина над проемами).

Разместившееся в залах павильона тематические разделы экспозиции «Народное образование» и «Высшее и среднее специальное образование» отражали основные цели, задачи и успехи советской образовательной системы от начальной школы до высших учебных заведений. Здесь были представлены результаты научно-исследовательских работ в области физики, радиоэлектроники, автомеханики и телемеханики, высокополимерной химии. Экспозицию дополняли различные установки, приборы, модели, вспомогательная литература и многочисленные стенды. В частности, в Вводном зале демонстрировалась уникальная модель главного здания МГУ

1967-1982 гг. – «Экономика сельского хозяйства»

В 1967 году, в период подготовки к экспозиции, посвященной 50-летию Октября, экспозиция была переведена в павильон №2, а в стенах исследуемого здания разместились материалы на тему «Экономика и организация сельского хозяйства», оставленные здесь вплоть до середины 1980-х годов. Стенды, витражи, панно раскрывали динамику социально-экономических преобразований сельского хозяйства в Советском Союзе. Еще через десять лет, в рамках выставки в честь 60-летия Октября, первые два зала павильона были переоборудованы под экспозицию Киргизской ССР.

В конце 1970-х гг. бассейн со скульптурой позади здания был превращен в фонтан. К скульптуре была подведена вода, бившая струями из-под рыбы.

С 1982 г. по наши дни — «Оптика»

В 1982 году в павильоне разместилась экспозиция «Оптика», рассказывающая о значении, конструировании и практическом применении оптических приборов. На стендах, панелях и витринах павильона были представлены многочисленные, как бытовые, так и узкоспециализированные инструменты и оборудование, использующее оптические принципы.

В 1990-2000-е годы помещения павильона использовались под торговлю. К началу 2010-х гг. в павильоне остались коммерческие представительства, связанные с продажей оптических средств, произведений живописи и ювелирного искусства. В круглом зале открылось кафе.

В 2014 году, во время реконструкции сквера за павильоном, скульптура в бассейне была поднята на более высокий постамент, а количество водных струй увеличено, охватив постамент кольцом.

С 2015 по 2017 год павильон использовался как выставочно-демонстрационная площадка для размещения различных временных экспозиций, проведения мероприятий и локальных выставок.

С 2018 года павильон закрыт.

По результатам визуального обследования и анализа архивных фото материалов в процессе производства реставрационных работ в интерьерах павильона возможно выявить:

  1. Живописные панно и орнаментами в технике гризайль с видами достопримечательностей Ленинграда – крейсера «Аврора», «Медного всадника», Дворцовой площади, Нарвских ворот. (на своде Центрального зала под многочисленными красочными слоями).
  2. Гипсовый лепной декор и живописные и орнаментальные фрагменты оформления стендов (на стенах Центрального зала под зашивкой из фанеры и ГКЛ).

До наших дней сохранился небольшой сквер позади здания. В центре его расположен декоративный бассейн (1937) со скульптурой Б.Н. Сона «Мальчик с рыбой» (1949).

История экспозиций

На ВСХВ 1939 года в восьми залах павильона размещались выставки Архангельской, Вологодской, Кировской, Горьковской, Ленинградской, Свердловской, Карельской, Марийской, Удмуртской, Чувашской областей и Коми АССР. В боковых галереях были установлены доски почета каждого из представленных регионов.

Через год экспозиция Карелии заняла отдельное здание — бывший павильон «Советская Арктика». Необходимость этого обусловило вхождение территории области в состав Карело-Финской ССР. Несмотря на то что основная часть павильона № 64 отводилась демонстрации достижений северо-восточных областей РСФСР, центром экспозиции стали темы «Октябрь 1917 года», «I и II cъезды колхозников-ударников» и «Ленинград — колыбель Великой Октябрьской Революции». В их оформлении приняли участие видные ленинградские живописцы и скульпторы В. А. Серов, П. П. Соколов-Скаля, Е. В. Вучетич и другие.

В 1956 году в павильон вернулась выставка Карелии, в том числе скульптура С. Коненкова «Рунопевец», впоследствии переданная в собрание Карельского художественного музея в Петрозаводске.

В 1959-м в связи с упразднением зональных экспозиций павильон № 64 получил новое название — «Образование в СССР» — и новое наполнение. Тематические разделы «Народное образование» и «Высшее и среднее специальное образование» отражали основные цели, задачи и успехи советской образовательной системы от начальной школы до высших учебных заведений. Значительное внимание в экспозиции уделялось и таким важным вопросам, как роль учителя, деятельность научных и технических сообществ, международные связи высших учебных заведений СССР. Также здесь были представлены результаты научно-исследовательских работ в области физики, радиоэлектроники, автомеханики и телемеханики, высокополимерной химии. Различные установки, приборы, модели, вспомогательная литература и многочисленные стенды дополняли мощную картину результатов и перспектив развития советского образования. Экспозицию вводного зала в то время украшала уникальная модель главного здания МГУ. Ныне она хранится в фондах ГНИМА имени А. В. Щусева.

В 1967 году, в период подготовки к экспозиции, посвященной 50-летию Октября, экспозиция была переведена в павильон №2, а в стенах павильона №64 разместились материалы на тему «Экономика и организация сельского хозяйства», оставленные здесь вплоть до середины 1980-х годов. Стенды, красочные витражи, панно раскрывали динамику социально-экономических преобразований сельского хозяйства в Советском Союзе.

Еще через десять лет, в рамках выставки в честь 60-летия Октября, первые два зала павильона были переоборудованы под экспозицию Киргизской ССР.

С 6 ноября 2015 года по 13 марта 2016 года в павильоне №64 работала выставка «100 лет моды в России: 1915–2015. Из коллекции Александра Васильева». Она представляет масштабную ретроспективу моделей женской и мужской одежды, а также аксессуаров, которые ярко демонстрируют изменения в российской моде с 1915 по 2015 год.

С 16 сентября 2016 года по 18 января 2017 года в рамках спецпроекта II биеннале уличного искусства «Артмоссфера» в павильоне №64 «Оптика» на ВДНХ прошла выставка «#проект64: НЕ/ЗАВИСИМОСТЬ» . Экспозиция объединила работы 14 ведущих российских уличных художников, выступивших с критикой общества потребления.

Расписание
Временно закрыт
Контакты
Телефон
E-mail