Временные правила посещения музеев. Подробнее
Ок

Единый выставочный комплекс российских железных дорог. Павильон №64 «Оптика» (бывший «Ленинград и Северо-Запад»)

Описание
История
О месте

На сегодняшний день павильон находится на реcтаврации, в будущем здесь планируется организация музейно-выставочной деятельности.

Читать дальше

Когда построен, кто автор

Павильон построен в 1937 году по проекту Е. А. Левинсона. В 1949–1954 годах здание было реконструировано при участии архитектора И. З. Вильнера.

Смена названия

В 1939–1941 годах — «Ленинград и северо-восток РСФСР», в 1954–1958 годах — «Ленинград и северо-запад РСФСР», в 1959–1966 годах — «Образование в СССР», в 1967–1982 годах — «Экономика сельского хозяйства».

Статус

Объект культурного наследия федерального значения.

Современное состояние

Закрыт на реставрацию.

Расписание
Временно закрыт
Контакты
Телефон
E-mail

История создания

В результате проведенного в 1936 году конкурса к реализации был принят проект Е. А. Левинсона, отражавший традиции архитектурной школы Северной столицы.

В 1949–1954 годах здание было реконструировано по проекту Е. А. Левинсона при участии И. З. Вильнера. В стилистическом решении обновленного павильона проявились традиции русской архитектуры первой половины ХIХ века. От повышенной центральной части распахнулись в обе стороны крылья, обращенные на площадь некогда открытыми галереями. 

Колоннада второго яруса реконструированного павильона подчеркнула центральную часть высотой 21 м, увенчанную декоративными обелисками, сочетающимися с медальоном герба РСФСР в окружении знамен и пальмовых ветвей. 

Фасады павильона насыщены тонко проработанными лепными деталями медальонов с развевающимися лентами; снопами, стилизованными под пучки стрел; гирляндами роз и другими элементами, характерными для архитектуры Ленинграда 1940-х годов.

Обращают на себя внимание и выразительные штандарты в галереях. Вход в павильон решен в виде трехпролетной триумфальной арки, а над порталом помещен картуш с изображением здания Адмиралтейства. 

Над оформлением залов трудился творческий коллектив Ленинградского отделения Художественного фонда СССР под руководством главного художника павильона Р. А. Карпова. 

До наших дней сохранился небольшой сквер позади здания. В центре его расположен декоративный бассейн (1937) со скульптурой Б.Н. Сона «Мальчик с рыбой» (1949).

История экспозиций

На ВСХВ 1939 года в восьми залах павильона размещались выставки Архангельской, Вологодской, Кировской, Горьковской, Ленинградской, Свердловской, Карельской, Марийской, Удмуртской, Чувашской областей и Коми АССР. В боковых галереях были установлены доски почета каждого из представленных регионов. 

Через год экспозиция Карелии заняла отдельное здание — бывший павильон «Советская Арктика». Необходимость этого обусловило вхождение территории области в состав Карело-Финской ССР. Несмотря на то что основная часть павильона № 64 отводилась демонстрации достижений северо-восточных областей РСФСР, центром экспозиции стали темы «Октябрь 1917 года», «I и II cъезды колхозников-ударников» и «Ленинград — колыбель Великой Октябрьской Революции». В их оформлении приняли участие видные ленинградские живописцы и скульпторы В. А. Серов, П. П. Соколов-Скаля, Е. В. Вучетич и другие. 

В 1956 году в павильон вернулась выставка Карелии, в том числе скульптура С. Коненкова «Рунопевец», впоследствии переданная в собрание Карельского художественного музея в Петрозаводске. 

В 1959-м в связи с упразднением зональных экспозиций павильон № 64 получил новое название — «Образование в СССР» — и новое наполнение. Тематические разделы «Народное образование» и «Высшее и среднее специальное образование» отражали основные цели, задачи и успехи советской образовательной системы от начальной школы до высших учебных заведений. Значительное внимание в экспозиции уделялось и таким важным вопросам, как роль учителя, деятельность научных и технических сообществ, международные связи высших учебных заведений СССР. Также здесь были представлены результаты научно-исследовательских работ в области физики, радиоэлектроники, автомеханики и телемеханики, высокополимерной химии. Различные установки, приборы, модели, вспомогательная литература и многочисленные стенды дополняли мощную картину результатов и перспектив развития советского образования. Экспозицию вводного зала в то время украшала уникальная модель главного здания МГУ. Ныне она хранится в фондах ГНИМА имени А. В. Щусева. 

В 1967 году, в период подготовки к экспозиции, посвященной 50-летию Октября, экспозиция была переведена в павильон №2, а в стенах павильона №64 разместились материалы на тему «Экономика и организация сельского хозяйства», оставленные здесь вплоть до середины 1980-х годов. Стенды, красочные витражи, панно раскрывали динамику социально-экономических преобразований сельского хозяйства в Советском Союзе. 

Еще через десять лет, в рамках выставки в честь 60-летия Октября, первые два зала павильона были переоборудованы под экспозицию Киргизской ССР. 

С 6 ноября 2015 года по 13 марта 2016 года в павильоне №64 работала выставка «100 лет моды в России: 1915–2015. Из коллекции Александра Васильева». Она представляет масштабную ретроспективу моделей женской и мужской одежды, а также аксессуаров, которые ярко демонстрируют изменения в российской моде с 1915 по 2015 год. 

С 16 сентября 2016 года по 18 января 2017 года в рамках спецпроекта II биеннале уличного искусства «Артмоссфера» в павильоне №64 «Оптика» на ВДНХ прошла выставка «#проект64: НЕ/ЗАВИСИМОСТЬ» . Экспозиция объединила работы 14 ведущих российских уличных художников, выступивших с критикой общества потребления.

В подборке