Павильон №66 . Выставочно-культурный и экспозиционный центр Республики Узбекистан
Здесь вас ждет одна из самых красивых достопримечательностей ВДНХ — 25-метровая ажурная ротонда с фонтаном.
Павильон в стиле сталинского ампира с мотивами узбекского национального зодчества.
Здесь работают пять выставочных залов: культурного наследия, прикладного искусства, живописи XIX-XX веков, зал, посвящённый туристическим местам, и ещё один — для конференций и разных мероприятий.
В павильоне можно увидеть традиционную узбекскую роспись, резьбу по дереву, национальные керамику, ткани, расшитые золотом, ковры ручной работы, а также совершить виртуальный тур по историческим местам Самарканда, Бухары, Хивы и Коканда.
Когда построен, кто автор
1954 год, архитектор — С. Н. Полупанов.
Смена названия
До 1964 года — «Узбекская ССР», затем — «Советская культура».
Статус
Объект культурного наследия федерального значения.
Современное состояние
В павильоне работает выставочно-культурный и экспозиционный центр Республики Узбекистан.
История создания
В 1937 году павильон был возведен павильон по проекту С. Н. Полупанова, предназначавшийся для Таджикской, Туркменской и Узбекской ССР. Однако в 1938-м его полностью заняла экспозиция Узбекской ССР. Здание, созданное по мотивам народного зодчества среднеазиатских республик, получилось ярким и самобытным. Небольшое по высоте, в отличие от подавляющих своими объемами ближайших павильонов, оно отнюдь не терялось в пестрой архитектурной канве площади Колхозов.
В плане павильон Узбекской ССР представлял собой П-образную композицию с открывающимся на главный фасад двором. Посредине двора возвышались изящные пропилеи, перекрытые «короной», сплошь расписанной яркими орнаментами. Плоскости стен павильона покрывали плоские, почти контурные, скульптурные и орнаментальные рельефы, контрастировавшие с ярким ковром площадки открытого двора. У входа в павильон гостей встречали бронзированные скульптуры работы О. М. Мануйловой, исполненные в гипсе. В центре двора бил фонтан.
Однако за годы войны это прекрасное деревянное здание пришло в аварийное состояние. И в рамках реконструкции ВСХВ 1950–1954 годов экспозиция Узбекской ССР получила новый павильон по правой стороне от фонтана «Дружба народов». Его монументальный характер, созвучный облику послевоенной ВСХВ, не мешал внимательному зрителю увидеть сходство с довоенным зданием — как по композиции, так и по оформлению.
Павильон, построенный в рамках реконструкции ВСХВ 1950–1954
Новый павильон получился почти в два раза выше прежнего благодаря стилобату цокольного этажа. Его широкая внешняя лестница ведет на площадку-дворик у входа. В 1950-е эту лестницу украшали установленные на постаментах скульптуры сборщицы хлопка и чабана-каракулевода, но до наших дней они не сохранились. Фланкируют лестницу два бассейна — бывшие элементы каскада фонтанов, начинавшихся у двух огромных живописных панно (П. И. Котов): «Большой Ферганский канал» и «Каскады Чирчикских гидроэлектростанций», располагавшихся за изящными колонными портиками боковых частей павильона. Эта композиция демонстрировала использование в республике водных ресурсов для электрификации и одновременного орошения полей.
Главным звеном в облике павильона является ротонда — великолепная стальная сень над фонтаном, струи которого вздымаются на высоту 15 метров. Первоначально ее элементы были полихромны, что создавало эффект ожившей архитектуры. Орнаменты по мотивам национальных узоров покрывают плоскость фасада. Портал главного входа решен в виде ниши, расцвеченной майоликовым ковром.
Основной художественный элемент оформления павильона — мотив хлопковой коробочки. Он вплетен в композиции карнизов, капителей, панно и других деталей здания. Таким образом создатели павильона отразили первенство Узбекской ССР в производстве хлопка.
История экспозиций
Экспозиция павильона Узбекской ССР, подобно его архитектуре, стала одним из звеньев удивительной живописной картины республики, созданной по проектам С. Н. Полупанова. Пройдя через резные двери главного входа, посетитель попадал в большой центральный зал. Первоначально его экспозиция была посвящена хлопководству, поэтому гостя встречал здесь стенд в виде огромного хлопкового поля, словно выросшего под «солнцем» ажурного, украшенного орнаментом купола. Эффектными были экспозиции промежуточных залов, посвященных каракулеводству и шелководству. Их облицованные от пола до потолка зеркалами стены тысячи раз воспроизводили экспонаты и детали интерьера. По углам специальные щиты, на которых демонстрировались шелковые полотнища и каракульские смушки разных цветов, создавали эффект монументальных колонн.
Другие залы, пронизанные светом и украшенные художественными панно и живописными стендами, были посвящены садоводству, виноградарству, животноводству, сельскохозяйственным культурам и Кара-Калпакской АССР. Сейчас на их месте располагаются два больших зала в боковых крыльях здания. До наших дней интерьеры павильона сохранили большую часть своего советского убранства — светло-желтый тон стен, карнизы, орнаменты на потолках и стенах, изысканные люстры.
Продолжением экспозиции в прежние годы служили расположенные позади павильона магазин «Узбеквино» и ресторан «Узбекская чайхана», построенные к открытию ВСХВ 1954 года по проекту С.Н. Полупанова. Изящные стебли-колонны, карнизы и решетки, общая воздушная композиция этих строений создавали здесь один из красивейших уголков Выставки.
В магазине «Узбеквино» (с 1959 года — «Узбекистан», с 1970-х годов — «Фрукты и вино») можно было приобрести лучшие узбекские вина, не раз удостоенные золотых медалей ВДНХ СССР, фрукты и другую продукцию Узбекской Республики. С начала 1990-х годов торговый зал находится в частной собственности и называется «Садко».
Первый ресторан «Узбекская чайхана» появился на Выставке еще в 1939 году неподалеку от нынешнего строения №620. Он был деревянным и вмещал единовременно до 300 гостей. В ходе послевоенной реконструкции ВСХВ на месте чайханы был построен торговый павильон «Мороженое», снесенный во второй половине 1980-х. Новый узбекский ресторан (с 1959 года — «Ташкент») радовал посетителей Выставки национальными блюдами, приготовленными лучшими поварами республики, вплоть до середины 1970-х годов. Эта чайхана, расположенная неподалеку от современного строения 512, подобно довоенной, притягивала взгляд декоративной колоннадой, на которую были «нанизаны» большие террасы и лесенки. В центре, в окружении колонн, располагался бассейн с каскадом фонтанов.
В 1964 году павильон № 66 получил название «Советская культура». После открытия новой экспозиции в его просторных залах регулярно проводились концерты, выставки произведений русского и советского искусства. Кроме того, на территории Выставки у «Советской культуры» были филиалы, которыми служили павильоны «Таджикская ССР» (1964–1966), «Советская книга» (1966–1967) и «Земледелие» (1997).
В 1977 году, в рамках экспозиции «В стране единой», приуроченной к 60-летию Октябрьской революции, в залах павильона № 66 была открыта временная экспозиция Узбекской ССР.