Зеленый театр

Маршрут
Описание
История
О месте

Одна из главных культурно-развлекательных площадок не только ВДНХ, но и Москвы.

Зеленый театр ВДНХ — легендарная площадка, место притяжения меломанов и театралов. Здесь — на сцене под открытым небом представлен разнообразный репертуар: от симфонических концертов и юмористических шоу до выступлений современных рок-музыкантов.

Статус

Объект культурного наследия федерального значения.

События на этой площадке
Концерты и шоу Мари Краймбрери Завтра Концерты и шоу Симфоническое «Кино». Юрий Каспарян. 35 лет альбому «Звезда по имени Солнце» 26 июля Концерты и шоу Luminary Show 27 июля Мастер-классы Танцевальная лаборатория KED LAB под руководством Егора Дружинина 27 июля, 09:00 Концерты и шоу Xolidayboy 31 июля Спектакли Ночь одноактных балетов. «Русский регтайм» и эскиз спектакля KED LAB 1 августа Спектакли Мюзикл «Обыкновенное чудо» 3 августа, 20:30 Концерты и шоу Sati Ethnica 8 августа Концерты и шоу Luminary Show 9 августа Концерты и шоу Milana Star 10 августа Концерты и шоу Иван Абрамов 11 августа Концерты и шоу Шедевры мирового джаза 14 августа Концерты и шоу Олег Газманов 16 августа Концерты и шоу Рок-хиты с симфоническим оркестром Olympic Orchestra 17 августа Концерты и шоу Шоу «Импровизаторы» 18 августа Концерты и шоу NEOrchestra 21 августа Концерты и шоу Юлия Ахмедова. «ЛИЧНО» 23 августа Концерты и шоу Концерты SandlerFest в Зеленом театре 24 августа, 16:00 Концерты и шоу Luminary Show 28 августа Концерты и шоу Artik & Asti 29 августа Концерты и шоу Любовь Успенская. Концерт в Зелёном театре 30 августа Концерты и шоу Вдохновение под открытым небом: Лето с КВАТРО 31 августа Концерты и шоу Легенды мирового рока. Концерт IMPERIALIS ORCHESTRA 4 сентября Концерты и шоу Melodion Orchestra. Эйнауди 5 сентября
Удобства
Wi-fi
Оплата картой
Туалеты
Контакты
Телефон
Адрес
проспект Мира, 119, стр. 545

История создания

Зеленый театр: 1937–1939 годы

Подчиняясь общему архитектурному замыслу ВСХВ генпланов 1937 и 1939 годов, Зеленый театр был построен деревянным и носил временный характер. Из дерева была сделана не только его внешняя обшивка, но и основные несущие конструкции, в том числе и каркас. Он представлял собой интересный пример садово-парковой архитектуры, сочетающий в себе как приемы уходящего в прошлое авангарда, так и приемы, отсылающие к эпохе барокко и классицизма. В его плане и в месторасположении угадывалась явная отсылка к образу древнегреческого театра.

В 1939 году сцена театра представляла собой два двухэтажных корпуса, объединенных меж собой полуциркульной декоративной аркадой и расположенной по центру (в глубине) входной группой, игравшей роль кулис, из которых выходили артисты.

С течением времени, как и многие сооружения Выставки, здание театра обветшало, а общее архитектурное решение перестало соответствовать эстетическим идеалам своего времени. Поэтому одновременно с началом реконструкции ВСХВ Комитет по делам искусств при Совете министров СССР поручил Борису Ефимовичу разработать проект реконструкции театра.

Зеленый театр: 1954 год

К реконструкции театра Ефимович приступил с новой командой, куда вошли: архитектор Н.В. Иванова (возглавила рабочую группу по строительству объекта), инженер-конструктор А.М. Рудский (впоследствии работал над проектом реконструкции павильона №14 «Азербайджанская ССР» в 1959 году), главный инженер всесоюзного треста «Театр-проект» В.И. Кузнецов и др.

В послевоенной редакции театр приобрел новый художественный образ, свой неповторимый облик. Как и многим сооружениям ВСХВ, пластике его фасадов была придана монументальность, характерная для неоклассицизма тех лет.

Плоскости фасадов театра были оформлены в стилистике романского стиля, также были надстроены две башенки, благодаря которым фасад стал выражением причудливого сочетания ренессансных мотивов и традиционных для классической романской архитектуры мансардных крыш. Сцену украсила монументальная колоннада коринфского ордера с аркадой, навевая образы римских театров и монументальных ансамблей эпохи классицизма.

Увеличена была и сцена, на которой теперь могли выступить 350 человек одновременно (например, хор имени Пятницкого в полном составе, который рассматривал Зеленый театр как площадку для своих выступлений). Увеличение объемов театра было вызвано необходимостью создания репетиционных залов и дополнительных артистических уборных.

1 августа 1954 года Зеленый театр, как и другие точки культурного отдыха, открылся вместе с обновленной сельскохозяйственной выставкой. В программе первого концерта прозвучала «Торжественная увертюра» Р. Глиэра, специально написанная к открытию ВСХВ «Песенная сюита» В. Мурадели, заключительный хор «Славься» из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя/Иван Сусанин», финал 4-й симфонии П.И. Чайковского, русские народные песни и танцы, песни советских композиторов.

С самого начала своей истории Зеленый театр неизбежно должен был стать одной из самых легендарных площадок столицы, по праву являясь излюбленным местом выступлений известных коллективов и артистов оперной сцены и советской эстрады.

На сцене Зеленого театра выступали Государственный симфонический оркестр СССР, Дважды Краснознаменный ансамбль имени Александрова, оркестр народных инструментов имени Андреева, хор имени Пятницкого, Ансамбль ЦДДЖ под руководством И.О. Дунаевского, Ансамбль народного танца Игоря Моисеева, Московский театр оперетты, артисты оперы и балета Большого театра СССР, джаз-бенд Леонида Утесова.

Источник: из архивов автора книг по советской архитектуре А.В. Рогачева по запросу ВДНХ, а также по материалам историка искусств Б. Бочарникова.

Борис Васильевич Ефимович — московский архитектор, академик архитектуры. В 50-е годы возглавлял проектную мастерскую Минлеспрома. Его авторству принадлежат: Кожевенный институт на набережной Горького (Московский государственный университет дизайна и технологии), жилой комплекс «Автодорожник» на Ленинградском проспекте, Театр Сталинского района (ТКЗ «Дворец на Яузе»), планировка и застройка города Видное, Зеленый театр ВДНХ, санаторий «Родина» (ранее «Украина») в поселке Гаспра в Крыму. Архитектор был сторонником классического сталинского ампира, пышного, торжественного неоклассицизма с элементами барокко. После смерти Иосифа Сталина он попал под кампанию чистки — личное недовольство Никитой Хрущевым именно этим санаторием спровоцировало его арест по специальному постановлению Центрального комитета КПСС и Совета министров СССР от 4 ноября 1955 года №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Так руководитель проектной мастерской Министерства лесной промышленности СССР архитектор Борис Ефимович за допущение им крупных излишеств при проектировании и строительстве санаториев в Мисхоре и Сочи был снят с работы и потерял возможность реализовать свои проекты. Его имя было удалено из всех справочников и энциклопедий архитекторов.