Павильон №70 («Монреальский»)

Изменение названия

1967 год — павильон «USSR» на Международной выставке «Экспо-67» в Монреале.
В 1975 году пересобран на ВДНХ, увеличившись на три этажа. 
С 1971 года — выставочный павильон межотраслевых выставок №3/МОП №3.
C 1990-х — Центр внедрения достижений науки и техники «Москва», а кратко — «Москва».

Когда построен, кто архитектор

Построен в 1967 году как павильон СССР на Международной выставке «Экспо-67» в Монреале. Архитекторы: М.В. Посохин (1910–1989), А.А. Мдоянц (1910–1966), Б.И. Тхор (1929–2009), А.Н. Кондратьев. Проект экспозиции — Р. Р. Кликс.

Современное состояние

Павильон находится на реставрации.

История создания

Павильон СССР для выставки «Экспо-67» был построен по проекту архитектора Михаила Посохина. Но прототипом для него послужил проект Константина Мельникова для Всемирной выставки в Нью-Йорке 1964–1965 годов, в которой Советский Союз так и не принял участия.

Перспектива несостоявшегося павильона в Нью-Йорке_1962_Мельников.jpg
Константин Мельников. Перспектива несостоявшегося павильона в Нью-Йорке. 1962 г.

Фасады павильона_эскиз_Мельников.jpg
Фасады павильона СССР. Эскиз. Константин Мельников

Cам Мельников в своей книге «Архитектура моей жизни» отмечал следующее:

Для павильона СССР... представил проект в переливах конструктивных сил небесной механики невидимо, но прочно удерживающих конструкцию обоих перекрытий... Убежден, что глубина архитектурного произведения состоит в идее проекта, cоставленного на грани возможного.
Еще в ноябре 1961 года он пишет письмо в отдел строительства ЦК партии письмо с просьбой разрешить принять участие в конкурсе — ему было отказано, но экскизы проекта сохранились.

О проекте Посохина в достаточно резкой форме пишет уже немолодой к тому времени Константин Мельников: «Посохин не раз пользовался моей казной, но особенно отличился изуродовать блестящую идею моего проекта павильона СССР для Нью-Йорка, построив в Монреале павильон СССР киоском кондитерских изделий».

Главной архитектурной особенностью павильона (построенного уже по проекту Михаила Посохина) была его конструктивная схема. Массивный нависающий объем крыши держался на четырех мощных стальных опорах, расположенных под углом к земле и образующих две буквы V. В то же время стеклянная оболочка играла роль обособленной ограждающей конструкции. На потолок крыши был нанесен силуэт реактивного самолета, который хорошо просматривался вечером, когда интерьеры освещались и становились абсолютно проницаемыми снаружи. Все это придавало композиции здания динамику, ассоциирующуюся с ощущением полета... 

Разрез павильона в Монреале.jpg
Разрез павильона в Монреале

Проектом внутренней планировки здания занимался Рудольф Ригольдович Кликс. Как у каждого творческого человека, у Кликса была своя излюбленная тема — космическая. В его творчестве она появляется довольно рано. Нужно отметить, что еще в период работы над Генпланом ВСХВ в одном из вариантов рядом с местом, где сейчас располагается фонтан «Дружба народов», предполагалось воздвигнуть грандиозную установку-ракету. Замысел так и остался неосуществленным и не вошел в окончательный вариант Генплана, но получил развитие во многих выставочных проектах.

Проект павильона в Монреале.jpg
Проект павильона в Монреале

Так, например, на «Экспо-67» в Монреале демонстрировалась знаменитая «Чечевица», зависшая в центре советского павильона и представлявшая собой ее центральное внутреннее содержимое — ядро в прозрачной оболочке пространства павильона. Это был автономный кинозал «Космос» для просмотра фильмов космической тематики со стерео- и видеоэффектами. Киноэкран имитировал вид из кабины ракеты. А павильон при этом представлял собой хрустальный ковчег.

Чечевица.jpeg
Фрагмент экспозиции. Знаменитая космическая «Чечевица»

Вот как Р.Р. Кликс описывал экспозиционный проект в журнале «Декоративное искусство СССР» в преддверии выставки:

Шесть тысяч экспонатов нашего павильона объединены одной общей идеей, отвечающей девизу выставки. Все они размещены на 3 этажах гигантского здания с изящно выгнутым перекрытием, взметнувшимся на двух V-образных опорах и легких стеклянных стенах, которые по вечерам вспыхивают ярким светом. Экспозиция первого этажа — овладение ресурсами морей и океанов с моделью термоядерного реактора будущего и специального бассейна с осетрами и другими ценными породами рыб. Второй этаж наполнен диорамами макетами, рассказывающими об освоении Дальнего Севера и пустыни Каракумы… Экспозицию второго этажа завершает схема электрификации СССР, большой макет Красноярской ГЭС.

Все огни электростанций соединены светящимися пульсирующими трубками. Третий этаж посвящен космосу, где найдет свое место космический аттракцион. Черное небо, мертвая тишина. В иллюминаторах мелькают огненные прочерки метеоритов. Впереди заманчиво светится таинственная планета, сзади медленно удаляется Земля — все это можно увидеть в шарообразном кинозале. Зрители на время превратятся в астронавтов и сами ощутят все радости и волнения опасного космического путешествия.
При подготовке к выставке в Монреале он сам принимал участие в работе над экспозицией на макете павильона. Ему срочно понадобился абрис третьего этажа павильона и, выпиливая его из фанеры, он в спешке попал пальцами под циркулярную пилу, серьезно поранив руку. В этот момент, как вспоминает Юрий Шалаев, он поразил всех своим самообладанием и выдержкой. Пальцы удалось чудом спасти, а эпизод этот остался в памяти как еще один штрих к портрету мастера. Рудольф Кликс был прекрасным организатором, при этом поразительно деликатным, сдержанным и глубоко порядочным человеком. Что не мешало ему работать с огромным коллективом сотрудников, великолепно разбираться в сути профессии, быть высококвалифицированным специалистом с колоссальным опытом работы и широким кругозором.

Монреаль вместо Москвы

Всемирная выставка 1967 года первоначально должна была проходить в Москве в канун 50-летия Октябрьской революции под девизом «Прогресс и мир».  Для участия во Всемирной выставке должны были быть приглашены все государства, а также международные организации, независимо от их государственного устройства и социальной системы, чтобы продемонстрировать достигнутые ими успехи в области экономики, науки, техники и культуры. Но в связи с финансовыми проблемами СССР отказывается от проведения дорогостоящего мероприятия, поэтому Международное бюро выставок решило провести «Экспо-67» в Канаде, приурочив событие к 100-летию образования доминиона Канада указом королевы Виктории и 325-летию основания города Монреаля.

Карта Экспо-67.png
Карта выставки «Экспо-67» в Монреале, где павильон СССР фигурирует под номером 20
 
Территория «Экспо-67» занимала 408 га и размещалась на двух островах и портовом моле, как бы символизируя свою страну, омываемую тремя океанами: Атлантическим, Тихим и Северным Ледовитым.

«Выставочные острова» находились на острове Святого Лаврентия, напротив города Монреаля. Основная часть выставки — это остров Святой Елены. Чуть ниже по течению находился намытый остров Нотр-Дам, где и расположился павильон СССР,  а также специально увеличенный для выставки мол Мак-Кай. Главным девизом выставки стало название книги известного французского писателя и летчика Антуана де Сент-Экзюпери «Земля людей».

Де Сент-Экзюпери писал:

Быть человеком — это значит чувствовать, что за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хотя она как будто существует не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что, закладывая камень, помогаешь строить мир.
Все экспонаты выставки были подчинены четырем темам: «Человек-исследователь», «Человек-созидатель», «Человек-творец» и «Человек в обществе».

Открывал выставку премьер-министр Канады Лестер Боулс Пирсон, который зажег светильник, горевший все шесть месяцев, пока шла выставка. Летом 1967 года к Монреалю было приковано внимание всего мира. Выставку посетили многие известные люди того времени. В их числе были королева Великобритании Елизавета II, президент США Линдон Джонсон, принцесса Грейс Келли, Роберт Кеннеди, Жаклин Кеннеди, президент Франции Шарль де Голль, известный французский шансонье Морис Шевалье и знаменитая актриса и певица Марлен Дитрих.

Королева Елизавета П в электропоезде на ЭКСПО_67.jpg 
Королева Елизавета II на «Экспо-67»

В выставке принимало участие свыше 70 государств, павильоны для которых проектировали лучшие архитекторы и художники.
Cоветский павильон в Монреале стоял напротив павильона США, построенного знаменитым архитектором и инженером Ричардом Фулером в виде огромной сферы диаметром 76 метров из полупрозрачного пластика, алюминия и стали. По оценкам канадской прессы, павильон СССР обошелся в 15–20 миллионов долларов в ценах того времени...

План павильона.jpg
План павильона СССР

Строительство павильона_Монреаль.jpg
Cтроительство павильона СССР в Монреале

Журнал «Техника молодежи» отмечал:

Соседи павильона СССР не зря побаиваются потеряться на фоне огромного динамичного сооружения на V-образных опорах — 6000 экспонатов под девизом «Все во имя человека, для блага человека». Наши экспонаты рассказывают о достижениях Советского Союза в науке, культуре, экономике за 50 лет Советской власти.
Монреальский павильон_внешний вид.jpg                           
Монреальский павильон. Внешний вид

Канадцы назвали его «летящая крыша». Когда темнело, здание вспыхивало ярким светом и становилось еще более воздушным, устремленным в небо. Возникала аналогия: первая страна Советов и Космос, об исследовании которого рассказывала наша экспозиция. Канадская газета «Монреаль стар» писала, что советский павильон лучше всех, какие когда бы то ни было видели всемирные выставки.

Он имел четыре яруса, связанных между собой восемью эскалаторами. Максимальная высота — 42 м, площадь экспозиции — 13 тысяч кв. м. Выгнутая, упругая крыша павильона словно покоилась, подобно выгнутой гипотенузе огромного треугольника, на двух катетах, опирающихся на одну точку. Треугольник на шарнирах легко просматривался через стены, вызывая удивление посетителей выставки. Сквозь прозрачный фронтон здания была вида чешуйчатая «Чечевица» космического аттракциона — она, словно сердце, находилась в центре многоэтажной, озаренной вспышками света конструкции...

Монреальский павильон вечером.jpg
Монреальский павильон вечером

Еще снаружи посетители видели в элементах внешнего оформления своего рода пролог, выражающий идею того, с чем им предстояло познакомиться.

Монреальский павильон_вид сверху.jpg
Монреальский павильон. Вид сверху

У выгнутого, cловно стартовая площадка, устремленного в небо павильона стояла 11-метровая скульптурная композиция «Серп и молот» (автор — Николай Брацун). На постаменте — юбилейная дата «1917–1967» и Герб Советского Союза, на боковых плоскостях — барельефы, слова из Программы КПСС, флаги всех союзных республик.

Серп и молот_.jpg
Cкульптурная композиция «Серп и молот» перед павильоном «Летящая крыша»

мон1.jpg 
Скульптурная композиция «Серп и молот». На заднем фоне здание США архитектора Фулера 

История легендарной экспозиции из 6000 объектов

Павильон состоял из трех уровней: нижний этаж раскрывал тему океана, средний — земли, верхний — космоса. «Чудом земли» назвали советскую экспозицию французы. «Блестящий триумф», — говорили о ней многие американцы. «Вы знаете, — делился с окружающими американец из Бостона, — до того как я пришел сюда, мое представление о России можно было выразить двумя словами: «балалайка» и «спутник». Теперь я знаю, что лежит между балалайкой и спутником».

Новые технологии, гигантские сооружения
Экспозиция открывалась картой электрификации СССР и огромным макетом Красноярской ГЭС с текущей водой, которую венчал барельеф профиля Ленина (скульптор — Ю. Нерода). Из его передней части, как из рубки корабля, открывалась панорама выставки. Большая карта СССР давала представление о стране и ее населении. На миниатюрных экранах, вмонтированных в карту, демонстрировались короткометражные фильмы и диапозитивы, сопровождавшиеся дикторским текстом. Этот рассказ продолжала панорама из фотодиапозитивов на тему труда и материального обеспечения советского народа, установленная вдоль всего главного зала павильона.

Монреальский павильон_фрагмент экспозиции.jpg
Монреальский павильон. Фрагмент экспозиции

В павильоне было множество экспонатов: от осетров до пейзажей Венеры, от узбекских тюбетеек до якутских алмазов. Были представлены часы 25 марок, уникальный глобус Луны, изделия умельцев из дерева и кости, керамики. Уральские экспонаты включали ижевские спортивные ружья, златоустовские часы-секундомеры «Агат», самоцветы, оренбургские пуховые платки, которые получили на выставке серебряную медаль. Документальный фильм «Оренбургский пуховый платок» показывал раздолье Оренбургской степи, величественные Уральские горы, знакомил с историей этого старинного и современного промысла, искусством пуховязальщиц. А в первый день со стендов было украдено свыше ста книжек по основам и теории социализма, сообщал читателю журнал «Техника молодежи».

Центральная часть главного зала посвящалась экономике, технике, науке. О сырьевых богатствах повествовали образцы руд и ископаемых, геологические карты.

Монреальский павильон_интерьер.jpg
Монреальский павильон. Фрагмент экспозиции

Представление об энергетических ресурсах страны и их использовании давали диорама Донецкого угольного бассейна, модели угольного комбайна «Темп», проходческого комбайна «Караганда», очистительного комплекса, установки кернового бурения стволов. Группа экспонатов посвящалась труду горняков. 

Монреальский павильон_интерьер_.jpg
Монреальский павильон. Фрагмент экспозиции

В разделе энергетики наибольшее впечатление производил макет крупнейшей в мире Красноярской ГЭС мощностью 5 млн кВт с моделью уникального гидрогенератора на 500 МВт и вертикально-радиально-осевой гидротурбины мощностью 508 МВт.

Обширный раздел «Атом для мира» рисовал картину развития ядерной энергетики, начиная с первой в мире советской атомной электростанции до прообраза термоядерной установки, которая будет использовать воду в качестве неисчерпаемого горючего. Эффективно выглядели макет строившегося гигантского серпуховского ускорителя и макет сектора протонного синхротрона.

В отделе металлургии макет Новолипецкого металлургического завода с действующей установкой непрерывной разливки стали показал первый в мире завод без изложниц. Рядом находился центральный экспонат отдела — действующий макет самой большой в мире доменной печи объемом 2700 куб. м, построенной на Криворожском металлургическом комбинате.

В разделе машиностроения были выставлены станки новейшей конструкции: ультразвуковой прошивочный, электроискровой с программным управлением, универсальный круглошлифовальный особо высокой точности, а также образцы сверхтвердых и износостойких металлов и алмазного инструмента.

Вызывали интерес экспонаты в разделе приборостроения: кварцевые весы для взвешивания с точностью до 0,001 мг, рентгенотелевизионный микроскоп и среди новейших марок советских часов астрономические, показывающие время с точностью до 2–3-миллионных долей секунды.

В Советском Союзе бурно развивалась новая отрасль науки — квантовая электроника. О ее достижениях свидетельствовали квантовые генераторы (лазеры), созданные академиками Н.Г. Басовым и А.М. Прохоровым, лауреатами Нобелевской премии (1964). Они нашли изобретению разнообразное применение. На выставке, к примеру, показывали офтальмологический коагулятор ОК-1, который применяется в глазной хирургии для весьма деликатной операции — приварки сетчатки глаза, а также ультразвуковой интроскоп — прибор, оснащенный электронно-акустическим преобразователем и позволяющий увидеть на экране телевизора различные дефекты и неоднородности в металле и пластмассах.

Из главного зала путь вел на следующий ярус — мир искусства, где находилось много чудесных поделок из уральских камней. Это яшмовые пейзажи, аметистовые друзы, сувениры в виде прекрасной головы лося на зеленом камне, сказочный олень «Серебряное копытце», редкой красоты колье и серьги из дымчатого хрусталя, яшмовые скалы, освещенные солнцем, опаловая гладь озера, изумрудно-зеленые полянки из амазонита, густые темные шапки сосен из змеевика.

Монреальский павильон_витрина.jpg
Монреальский павильон. Витрина с сувенирами, посудой и украшениями

Третий этаж: космос и авиация
Тем временем эскалатор доставлял посетителей еще выше, на третий ярус: в сферу космических исследований и авиации. Широкоэкранный цветной фильм рассказывал о развитии науки в СССР. Макет ракеты Циолковского напоминал, что еще в 1903 году он предложил схему двигателя на жидком топливе. Был выставлен макет первого искусственного спутника Земли в натуральную величину, макеты аппаратов, появившихся между двумя выставками: восемь спутников типа «Космос», станции «Электрон-1» и «Электрон-2», мощная ракета-носитель космической станции «Протон-1», изображалась магнитосфера и радиолокационный пояс Земли с орбитами спутников.

Монреальский павильон_модели спутников.jpg
Монреальский павильон. Экспозиция, посвященная космосу

Монреальский павильон_модели спутников_.jpg
Монреальский павильон. Экспозиция, посвященная космосу

Следующий этап — исследование Луны. Демонстрировались ее глобус, панорама, снятая 3 февраля 1966 года станцией «Луна-9», совершившей впервые в мире мягкую посадку на лунной поверхности. Был также выставлен макет станции «Венера-3», достигшей в марте 1966 года поверхности этой планеты. Тем самым был осуществлен первый в мире перелет на другую планету.

Далее шел рассказ о космических полетах человека. Макет корабля-спутника «Восток», на котором Юрий Гагарин совершил первый старт человека на околоземную космическую орбиту. Посетители видели оборудование корабля с макетом космонавта в скафандре. В заключение посетителям предлагалось совершить «космический полет». Люди занимали очередь с ночи, чтобы попасть в «Чечевицу» советского павильона!

Чечевица.jpeg
«Чечевица»

Журнал «Техника молодежи» об этом чудесном аттракционе писал:

Серебряная, чешуйчатая чечевица чем-то напоминает «летающую тарелку», только что приземлившуюся в центре советского павильона. На полу почти круглый день сидят на ковре молодые, да и не только молодые, посетители выставки. Это любители полетать в космосе, желающие ощутить все переживания человека в состоянии перегрузки и невесомости. Желающих много. В зале чечевицы несколько десятков кресел космонавтов. Да и сам зал напоминает салон космического корабля — закруглены стены, тускло поблескивают иллюминаторы. Входящий садится в кресло и крепко пристегивается ремнями — ему лететь к звездам... Гаснет свет. Задраены иллюминаторы. Метроном отсчитывает последние секунды перед стартом. Раздается глухой рев реактивных двигателей. Вздрагивает кресло, прижимая вас к спинке, и, чуть покачиваясь, вы отрываетесь от Земли... Сквозь иллюминаторы видны клочки земной поверхности, все удаляющиеся стада облаков, и огромные немигающие звезды светят вам в глаза. Они вырастают, мигают спиралевидные туманности, постепенно затихают отработавшие двигатели. Ловко спрятанные под полом «космического корабля» механизмы, стереофоника и многоэкранное кино делают свое дело, cоздавая необыкновенные ощущения, на миг переселяющие любого в заатмосферные дали.
Другой космический аттракцион знакомил с фантастической панорамой Венеры.

Здесь же была представлена советская гражданская авиация: 12-метровая модель ТУ-144, макет «Антея» (АН-22) — самого грузоподъемного и экономичного самолета в то время. Длина его грузовой кабины 32,7 м, ширина и высота по 4,5 м, взлетная масса 250 т при полезной нагрузке 80 т.

Подводный мир
В самом нижнем, цокольном этаже посетители «осваивали» моря и океаны. Демонстрировались модели новых типов морских судов: от громадных танкеров до быстроходных катеров на подводных крыльях, которые с 1962 года поставлялись в США, Канаду и многие другие страны.

Монреальский павильон_нжний этаж_.jpg
Монреальский павильон. Экспозиция, посвященная использованию ресурсов морей и океанов

Наша экспозиция рассказывала об изучении и использовании ресурсов морей и океанов. На стендах были представлены: макет атомного реактора, установленного на берегу Каспийского моря в районе Мангышлака (одновременно вырабатывает электроэнергию и опресняет морскую воду); действующая модель осетрового и рыболовного заводов и макеты рыболовного траулера, рыбопромысловой базы «Восток», подводного исследовательского аппарата «Атлант-1».

Монреальский павильон_нижний этаж.jpg
Монреальский павильон. Экспозиция, посвященная использования ресурсов морей и океанов

Действующий макет морского нефтяного промысла «Нефтяные камни» близ Баку наглядно демонстрировал автоматизацию и телемеханизацию бурения, добычи, транспортировки и хранения нефти.

Мода
Помимо показа достижений СССР в науке, технике, космосе наша страна демонстрировала модели одежды, созданные во Всесоюзном доме моделей. Безусловным лидером в искусстве моды признавалась Франция, которая показывала «сверхсовременные» модели, а также самое дорогое на всем земном шаре платье, украшенное бриллиантами и жемчугом.

Корреспондент журнала «Техника молодежи» писал:

Рядом платье, выполненное целиком из пластинок нержавеющей стали, cкрепленных между собою тонкими колечками.
— Чем не кольчужка, — cмеется кто-то из посетителей.
Очаровательная девушка-гид в красном платье обижается:
— Ну что вы, это же последний крик моды...
Но разве пояснишь парижанке Аннет Югс, что в таких вот металлических одеждах сражались когда-то русские воины.
«Наивный» русский корреспондент даже и не предполагал, что перед его глазами была легендарная модель платья от Пако Рабана, вошедшая в историю мировой моды.

Платье_Монреаль.png
Платье из металла (Франция) и платье под металл (СССР)

Платье-кольчуга_Paco Rabanne.png
Платье-кольчуга. Модельер Раco Rabanne

Буря восторга и толика критики
Тысячи отзывов были оставлены посетителями «Экспо-67» о павильоне СССР:

Поздравляю с очень впечатляющей демонстрацией советских достижений! Ваш павильон наиболее прекрасен здесь, на «Экспо-67». Я американец, но вы нас превзошли на этот раз.

Я не сталкивался ранее с русским искусством, а коллекция в павильоне произвела на меня большое впечатление. Она показывает силу характера  советских людей в распространении их культуры. Это отлично.

Великолепно! Документально! Выставка потрясающе показывает красоту и научность Советской страны. Да здравствует Советский Союз! Да здравствует коммунизм!


Очень интересное путешествие по стране, по действительным делам в России. Если это подлинная Россия — а я уверен, что страна здесь так и представлена, — тогда в мире есть, пожалуй, надежда для остального человечества! Я снимаю шляпу перед русским народом. Это не только прекрасно, это вдохновляет.
Но, несмотря на восторженные отзывы большинства посетителей, находились и критики.

Известный канадский журналист Роберт Фулфорд так описывал свои впечатления от этого сооружения:

Советский Союз порвал со своим традиционным монументальным стилем и... сделал шаг в сторону западной архитектуры. Но по сравнению с американским куполом, стоявшим на другой стороне реки, «новая» советская архитектура смотрелась как старая рухлядь вроде гигантских каменных монстров сталинской эпохи.
Некоторые отмечали, что экспозиция была перегружена идеологией, так как в 1967 году СССР справлял юбилей революции, — грандиозный «Серп и молот», который был лишь немногим меньше «Рабочего и колхозницы», смотрелся на фоне американского купола как памятник исчезнувшей цивилизации.

С развлекательной частью экспозиции дела обстояли не лучше. Репортер The Canadian Magazine Фрэнк Раски по заданию редакции обошел все рестораны «Экспо-67», включая ресторан Moskva при советском павильоне, и составил о нем не лучшее мнение:

Вокруг было одно разочарование. Сервис был ужасен. Я ждал три четверти часа, слушая, как музыкант на своей балалайке меланхолично наигрывал песню о челнах на Волге. Когда заказ, наконец, принесли, мой борщ, в котором был избыток чеснока, оказался даже наполовину не таким вкусным, как суп, который готовила моя русская бабушка.
В итоге мистер Раски залил навалившуюся русскую тоску «Старкой» и покинул советский павильон, «с трудом удерживаясь от того, чтобы пуститься в казачий танец с саблями».

Но все же, несмотря на некоторые негативные отзывы, павильон СССР оставил неизгладимое впечатление на людей. В итоге советский павильон стал самым популярным на «Экспо-67», всего за полгода его посетило 12 миллионов человек, на 3 миллиона больше, чем павильон США.

Переезд на Родину

1967–1975 годы
После завершения выставки было принято решение разобрать здание и перевезти его в СССР, хотя изначально павильон не создавался как сборно-разборный. Но процесс монтажа здания, которое установили на территории ВДНХ, затянулся почти на целых десять лет. Каркас здания был смонтирован лишь к 1975 году — было очевидно, что бюджет вырос и проще построить новое. Также в ходе переезда выяснилось, что пропала часть проектной документации, поэтому постройка выросла на три этажа, потеряв при этом часть своей первоначальной легкости.

Монреальский павильон_1973 г..jpg
Монреальский павильон. 1973 г.

Монреальский павильон_1980-85 гг..png
Монреальский павильон. 1980–1985 гг.

Так, на выставке в конце 1970-х появляется «Павильон межотраслевых выставок», где проводились различные временные экспозиции, например в 1978 году в павильоне проводилась выставка, посвященная 60-летию советского кино.

60 лет Советскому кинематографу.jpg
Выставка, посвященная 60-летию советского кино

1990–2000 годы
Но уже в 1990-е годы здание превратилось в место оживленной торговли, а на лестнице расположились магазины, куда приезжала молодежь со всего города.

2017 год
Павильон закрывается на реставрацию.

Интересные факты

1. Как выставочный объект «Монреальский» павильон в 1990-е годы потерял свою привлекательность, но не как источник вдохновения для архитекторов нового поколения, поэтому уже в 2015 году Россия представила свой павильон на «Экспо-2015» в Милане.

C первого взгляда становится понятно, что павильон в Милане — это своеобразное продолжение проектов Мельникова и Посохина, только XXI века.

Проект павильона России в Милане_Экспо-2015.jpeg
Проект павильона России на «Экспо-2015» в Милане

Павильон России_Экспо-2015_проект.jpg
Проект павильона России на «Экспо-2015» в Милане

Здание российского павильона, разработанное архитектурным бюро под руководством Сергея Чобана, было построено в виде гигантского параллелепипеда из стекла и дерева.

Изюминкой русского павильона стал 30-метровый навес над входом наподобие гигантской волны. Со стороны главного входа консоль была облицована полированной нержавеющей сталью (общая площадь — 624 кв. м), превращаясь в одно большое зеркало, в отражении которого посетители могли сфотографироваться. В качестве основного материала было выбрано дерево, как самый экологический и традиционный для русского зодчества. Также панелями из натурального дуба (общий объем — 235 куб. м) был отделан весь верхний ярус павильона, а нижний облицован прозрачным и непрозрачным окрашенным стеклом (общая площадь остекления составила 2890 кв. м).

Павильон России_общий вид_Экспо_2015.jpeg
Павильон России на «Экспо-2015» в Милане

Павильон России_Экспо-2015_Милан.jpeg
Павильон России на «Экспо-2015» в Милане.

2017 год — юбилейный для Монреальского павильона. Ему исполнилось 50 лет.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов

  1. Газета «За передовой опыт», 02.11.1960, №86.
  2. Журнал «Техника молодежи», 1966 г., №11.
  3. Журнал «Техника молодежи», 1967 г., №5.
  4. Журнал «Техника молодежи», 1967 г., №9.
  5. Журнал «Техника молодежи», 1967 г., №10.
  6. Журнал «Техника молодежи», 1967 г., №11.
  7. «М.В. Посохин», Н.А. Пекарева, Москва, 1985 г.
  8. «Парад всемирных выставок», Мезенин Н.А., Москва, издательство «Знание», 1990 г.
  9. «Путеводитель по ВДНХ», Павел Нефедов, Москва, издательство «АВС design», 2014 г.
  10. Газета «Ведомости», 08.06. 2015.
  11. Сайт www.the-village.ru: http://www.the-village.ru/village/city/modern-architecture/174569-monrealskiy-pavilon-na-vdnh.
  12. Информационый портал Екатеринбурга: https://www.ekburg.ru/news/2/36798-iz-istorii-ekspo-pavilon-sssr-na-monrealskoy-vystavke-1967-prevzoshel-amerikanskiy-po-chislu-posetiteley/.
  13. Информационный портал «Уникальный Казахстан»: http://www.unikaz.asia/ru/content/ekspo-67-mezhdunarodnyy-uspeh-kazahstana.
  14. ЖЖ-блог PAULKUZ: http://paulkuz.livejournal.com/4603.html.
  15. ЖЖ-блог SOVARH: http://sovarh.livejournal.com/1884.html.
  16. Сайт http://specials.strelka.com/VDNKh/montreal/.
  17. ЖЖ-блог DARRIUSS: http://darriuss.livejournal.com/492135.html.
  18. https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:USSR_Pavilion_(Expo_67).
  19. Cтатья «Показной инстинкт»: https://www.kommersant.ru/doc/581403.
  20. Сайт РБК: www.style.rbc.view.ru.
  21. ЖЖ-блог SOLOMATIN: solomatin.livejournal.com/453643.html.
  22. Сайт www.speech.su.
  23. Cайт http://www.fashionavecpassion.ro.
  24. Сайт http://mostlymontreal.com/first-dates/habitat-67-parc-de-la-cite-du-havre-perpetual-wave/.
  25. ЖЖ-блог EVGECHESNOKOV: http://evgechesnokov.livejournal.com/33232.html.
  26. Cайт http://expo67.ncf.ca.
  27. Сайт http://recept.znate.ru/docs/index-2806.html?page=75.