Павильон №67 «Карелия» («Советская печать»)

Изменение названия

До 1957 года — «Карело-Финская ССР», в 1957 году — «Академия наук СССР», в 1958 году — «Наука», в 1959–1963 годах — «Культура и быт народов РСФСР», в 1964–1966 годах — «Целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность», далее — «Советская печать».

Когда построен, кто архитектор

В 1954 году; Ф.И. Рехмуков, А.Я. Резниченко.

Статус

Объект культурного наследия федерального значения.

Современное состояние

История создания

Павильон № 67 расположен на площади Дружбы народов симметрично павильону № 10 «Стандарты». Его первой экспозицией стала «Карело-Финская ССР», насчитывавшая к 1954 году уже немало лет своей собственной истории. На довоенной Выставке материалы, посвященные Карельской АССР, входили в большой тематический раздел «Ленинград и северо-восток РСФСР», занимавший павильон № 64. 31 марта 1940 года КАССР была преобразована в Карело-Финскую ССР. Под экспозицию новой союзной республики потребовалось отдельное здание. Им стал бывший павильон Советской Арктики. Он располагался в глубине озелененного участка в отдалении от площади Колхозов. Этот довольно низкий, одноэтажный павильон выделялся своей центральной частью, главными деталями оформления которой были большой входной портал и модель самолета.

Возведенное в 1937 году под руководством архитектора М. Селезнева здание позже было перестроено по проекту Б.С. Виленского и Г.И. Глушенко. В результате реконструкции павильон получил новый фасад, который стал постаментом для модели самолета. Монументальный характер здания усиливало ребристое остекление, напоминавшее нагромождение льдин. Над входом, во всю высоту фасада, была изображена карта Арктики с отмеченной на ней дрейфующей станцией «Северный полюс» — стоянкой легендарного исследователя этого региона И.Д. Папанина. Окружающая павильон растительность — лишайники, мхи, кустарники, карликовые деревья тундры и т.п. — рассказывала посетителям о суровых природных условиях Севера. С размещением здесь экспозиции Карело-Финской ССР место самолета занял герб республики в окружении знамен, а карту Арктики скрыло большое красное полотнище с выдержкой из закона о преобразовании Карельской АССР в Карело-Финскую ССР на русском и финском языках. 

На послевоенной ВСХВ для экспозиции Карело-Финской ССР был построен павильон по проекту, разработанному Ф.И. Рехмуковым при участии А.Я. Резниченко. Здание получилось строгим, в духе крестьянских домов русского севера. Его главный фасад решен в виде шестиколонного портика с фронтоном. Колонны облицованы красным финским гранитом и украшены накладками из меди. Они поддерживают мощный резной фронтон, в тимпане которого помещено пять монументальных рельефов скульптора Л.А. Кардашева, посвященных основным отраслям народного хозяйства Карелии — земледелию (посевная и уборочная), лесному хозяйству, животноводству и рыболовству. Выразительность скульптурного рельефа подчеркнута фактурой дерева, его теплой шоколадной тональностью, что придает павильону своеобразный северный колорит. Венчает фронтон резной щит, обрамленный лавровым венком и развернутой книгой. До 1957 года на нем держался позолоченный бронзовый герб Карело-Финской ССР (Б.А. Орлов). Сейчас павильон венчает герб РСФСР с фасада несохранившегося павильона центральных промышленных областей России.

Главный вход в здание украшают резные двери работы Н.И. Чижова. Переплетения еловых ветвей, фигурки птиц и белок, изящная ручка с еловой шишкой и орнаментальное оформление портала завершают самобытный образ павильона Карело-Финской ССР.

История экспозиций

Внутреннее оформление павильона, как и внешнее, отличалось строгостью и художественностью. Дубовые панели, резьба, вышитые полотенца и пейзажная живопись В.В. Мешкова создавали цельную картину Карелии, ее природы и народного творчества. Пожалуй, главным элементом убранства павильона стала скульптура «Рунопевец» С.Т. Коненкова, установленная в центральном зале павильона (ныне хранится в фондах Государственного музея изобразительных искусств Карелии).

Скульптура С.Т. Коненкова «Рунопевец» на тему Калевалы, прототипом героя послужил житель самой красивой деревни России Кинермы, плотник и кантелист Евдоким Гаврилов

В своей книге «Слово к молодым» Сергей Коненков писал:

Для этой работы мне удалось из подмосковного леса вывезти огромный чудо-пень ивы шириной в полтора метра. И вот он установлен на вращающемся кругу в моей мастерской. Когда я подошел к пню и стамеской ударил по дереву, я уже ясно представлял, какой будет мой «Рунопевец»… Я изобразил у ног певца белочку, а на постаменте — лису, вышедшую из лесу, глазастого филина, зайца и даже большую щуку, покинувшую прохладную воду. Когда я высекал «Рунопевца» из пня ивы, я думал и о Гомере, и о сказителе Рябинине, которого в молодости слушал в Москве, и, признаюсь, не забывал о музыкантах-самоучках моей родной Смоленской стороны.

На коленях народного певца лежит инструмент, напоминающий гусли. Это кантеле. Хотя руки старца не касаются кантеле, многим зрителям кажется, что он трогает своими пальцами певучие струны. Я стремился передать в образе «Рунопевца» человека, слившегося с природой. Его лицо озарено улыбкой. Ведь он так любит и славит окружающую его природу и родную землю.

«Рунопевца» уже видели сотни тысяч людей. Украинцам он напоминает кобзаря, азербайджанцам — ашуга. Мне рассказывали, что гости из далекой жаркой Эфиопии несколько раз приходили в павильон, пока не получили фотографию этой скульптуры. Они увезли ее с собой в Африку.

Кинерма. Фото С. Потехина

«Академия наук СССР»

16 июля 1956 года было принято решение о переформировании Карело-Финской ССР в Карельскую АССР в составе Ленинградской области. Посвященные Карелии материалы, в том числе скульптура «Рунопевец», теперь демонстрировались в разделе достижений Ленинграда и северо-запада РСФСР. А в залах ее бывшего павильона уже в 1957 году открылась новая экспозиция — «Академия наук СССР», уже в следующем сезоне работы Выставки получившая название «Наука».

Здесь отражались основные достижения в сфере науки и техники, в том числе в области космонавтики, которой был выделен первый зал. Именно эта экспозиция впервые в СССР представила широкой аудитории модель искусственного спутника Земли, запущенного 4 октября 1957 года.

«Культура и быт народов РСФСР»

В 1959-м павильон был посвящен теме «Культура и быт народов РСФСР». Особый интерес вызывал у посетителей раздел изобразительного и декоративно-прикладного искусства, где можно было увидеть произведения живописи, графики, скульптуры лучших мастеров Российской Федерации, а также изделия мастеров художественно-промысловых артелей и художественного фонда РСФСР.

На специальном подиуме у входа в павильон были установлены монументальные произведения В.И. Мухиной, Е.А. Янсон-Манизер и других выдающихся скульпторов.

«Целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность» и «Советская печать»

В 1964 году на здании появилось новое название — «Целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность», а в 1967-м в нем разместилась экспозиция «Советская печать». Она раскрывала историю издательского дела начиная с первых дней советской власти. В павильоне демонстрировались образцы продукции всех центральных и республиканских издательств СССР. Так, в 1967 году 200 экспонентов представили 6000 лучших произведений печати на всех языках народов СССР.

Кроме книг и периодических изданий, посетители Выставки могли ознакомиться здесь с различным полиграфическим оборудованием, буквоотливными машинами и другими новейшими техническими разработками.

В 1977 году в рамках экспозиции ВДНХ СССР в честь 60-летия Октябрьской революции в павильоне была представлена выставка Литовской ССР.

Литературные источники и интернет-ресурсы:

  1. С.Т. Коненков «Слово к молодым».
  2. Статья Юлии Бараевой в интернет-журнале «Лицей».