Павильон №18 «Республика Беларусь»

Изменение названия

До 1964 года — «Белорусская ССР», в 1964–2008 годах — «Электротехника».

Когда построен, кто архитектор

В 1954 году; Г.А. Захаров, З.С. Чернышева.

Статус

Объект культурного наследия федерального значения.

Современное состояние

На реставрации

История создания

В 1937 году на месте современного павильона №18 было возведено деревянное здание по проекту Г.М. Мильчука, очертаниями напоминавшее крестьянский дом. Центральный объем его вводного зала, выделенный плоскостью стены с двумя порталами, имел трехщипцовое завершение, фланкированное остекленными ризалитами боковых портиков.

Уже через год началась реконструкция павильона под руководством архитекторов В.Н. Симбирцева и В.С. Бархина. Тамбуры-портики были удалены, а порталы смещены ближе к середине фасада, который украсила трехметровая скульптурная группа красноармейца-пограничника и девушки-колхозницы работы А.Н. Орлова. Общую композицию преобразил легкий портик с прозрачным козырьком. Его белоснежные колонны прекрасно сочетались с яркими цветными вазами из майолики и росписью стены над порталами.

Позади павильона был разбит романтичный сквер.

Сегодняшний облик здание обрело в период послевоенной реконструкции Выставки. Павильон, построенный по проекту Г.А. Захарова и 3.С. Чернышевой, представляет собой выразительное архитектурное сооружение. Его венчает скульптура «Родина» работы А.О. Бембеля. «Эта скульптура, представляющая собой облицованную золотой смальтой фигуру колхозницы со снопом и венком, олицетворяет понятие Матери-Родины. Классический характер архитектуры павильона с мощным портиком и венчающей его легкой ротондой гармонирует с величавой торжественностью золотой статуи, господствующей над окружающим пространством. В ее покое есть какое-то движение. Эта статуя открывается неожиданно, когда подходите к павильону, дает новое впечатление…» — отмечал доктор искусствоведения, профессор В.П. Толстой.

Вход в павильон расположен в лоджии, которой предшествует открытый полукруглый дворик, замкнутый колоннадой-портиком. До середины 1960-х годов его украшали скульптурные группы «Воин Красной армии и белорусский партизан» (С.И. Селиханов) и «Рабочий и колхозница» (А.К. Глебов). По центру прежде был установлен мозаичный герб Белорусской ССР в окружении знамен.
Колонны, обрамляющие дворик, сохранили для нынешних посетителей обвивающие их красочные гирлянды плодов, исполненные в майолике и несколько нарушающие классическую строгость замысла.

Архитектура дворика композиционно связана с расположенной во входной лоджии фреской «Народ Белоруссии построил социализм» работы художников Б.Ф. Уитца и О.Т. Павленко.
Особый — мемориальный — характер образу павильона придавали памятники Н.Ф. Гастелло и К.С. Заслонову, удостоенным звания Героя Советского Союза (посмертно). Установка памятников имела глубокое символическое значение, связанное с географическим местом подвига и гибели героев. Н.Ф. Гастелло, будучи подбитым вражеским снарядом, направил горящую машину на механизированную колонну врага между деревнями Мацки и Шепели Молодечненского района Минской области 26 июня 1941 года, а К.С. Заслонов погиб в бою с карательным отрядом у деревни Куповать Сенненского района Витебской области 14 ноября 1942 года. Авторы памятников — А.Г. Глебов и С.И. Селиханов.

На втором ярусе башни павильона сохранились пять аллегорических скульптур: механизатора, колхозницы со снопом, охотника, доярки и ученого-агронома.

Внутреннее пространство павильона разделено на два зала, плавно перетекающих один в другой. Большой, квадратный в плане вводный зал перекрыт куполом, покоящимся на колоннах. В 1954–1955 годах в центре его находилась скульптурная группа «В.И. Ленин и И.В. Сталин» работы З.И. Азгура, первоначально предназначавшаяся для зала Конституции Главного павильона.

П-образный в плане второй зал, в котором концентрировалась основная экспозиция, встречал посетителей мозаичным полом, отделанными искусственным мрамором колоннами, лепными кессонированными потолками и великолепными хрустальными люстрами. Интерьер послевоенного павильона частично сохранился до наших дней.

История экспозиций

Незадолго до открытия павильон, предназначенный для экспозиции «Белорусская ССР, Западная, Калининская, Ивановская, Ярославская области» сменил название, взяв от прежнего лишь самую первую часть — «Белорусская ССР». Материалы, посвященные другим регионам, согласно постановлению Совнаркома СССР от 5 августа 1937 года, разместились в павильоне «Центральные области РСФСР», ныне утраченном.

Национальная экспозиция занимала здание вплоть до 1964 года, когда павильон был переоборудован под раздел «Электротехника». В тот период выставочные залы представляли своим гостям различные направления, а также историю электротехнической промышленности в СССР, начиная от плана ГОЭЛРО и заканчивая новейшими разработками советских ученых, конструкторов, новаторов производства и изобретателей. Немало внимания в экспозиции уделялось теме распределения электрической энергии. В павильоне можно было увидеть макеты крупнейших в мире гидро- и турбогенераторов, образцы кабелей и оборудование для электрифицированного транспорта.
В 1977 году в рамках экспозиции в честь 50-летия Октября в павильоне была представлена выставка, посвященная Белорусской ССР.

14 февраля 2009 года согласно распоряжению Правительства Российской Федерации №154 павильон №18 получил название «Республика Беларусь».


билеты
на МЕРОПРИЯТИЯ ВДНХ
Похожие публикации
архитектура 27 Ноября Павильон №9 «Юные техники» («Торф»)     архитектура 26 Ноября Павильон №1 «Центральный»