Павильон №15 «Радиоэлектроника и связь» («Поволжье»)

Изменение названия

До 1959 года — «Поволжье».

Когда построен, кто архитектор

В 1954 году; Е.В. Яковлев, И.М. Шошенский.

Статус

Объект культурного наследия федерального значения.

Современное состояние

В 2014 году была демонтирована алюминиевая облицовка здания, более полувека скрывавшая от посетителей Выставки фасад тех времен, когда внутри павильона располагалась экспозиция «Поволжье».

История создания

В 1937 году по проекту А.Г. Чалтыкьяна был построен павильон, предназначенный для экспозиции Башкирской, Калмыцкой АССР, АССР Немцев Поволжья, а также Куйбышевской, Саратовской, Сталинградской и Оренбургской областей. Однако уже готовое здание подверглось резкой критике и было реконструировано по проекту С.Б. Знаменского и А.О. Колесниченко. Так в 1938 году началась история павильона «Поволжье».

Его образ, как отмечал архитектор Я.А. Корнфельд, был «до плакатности лаконичным», строгим и многоплановым. Центром композиции главного фасада служил стальной мост над водным каскадом, символизирующим мощные воды Большой Волги. Продолжало эту тему грандиозное изображение Куйбышевского гидроузла работы художников К.Г. Орлова, С.Б. Знаменского, С.М. Орлова и других. Правое крыло главного фасада украшал исполненный скульпторами С. Лахтиным и М. Бирюковым барельеф, посвященный земледелию. Входной портал в левом крыле был оформлен орнаментом. Над павильоном возвышалась 20-метровая стела, увенчанная конной статуей легендарного комдива В.И. Чапаева. Этот памятник высотой 7 метров создал скульптор П.А. Баландин.

В августе 1949 года после замены фундамента и части деревянных конструкций ремонт павильона был приостановлен — очевидной стала необходимость его демонтажа.

Новое здание было построено на месте прежнего по проекту Е.В. Яковлева и И.М. Шошенского. Основными темами в оформлении его главного фасада и интерьеров стали героика разгрома немецко-фашистских войск в годы Великой Отечественной войны и возрождение сельского хозяйства. Вход в павильон украшала витражная карта Поволжья с обозначением системы полезащитных полос, Волго-Донского канала и газопровода Саратов — Москва. В центральной части угадывались черты монументальных шлюзов. Композицию фасада завершала скульптурная группа рабочего и колхозницы с гербом РСФСР. Из-под грандиозных витражей с изображениями Сталинградской и Куйбышевской гидроэлектростанций на стенах боковых крыльев павильона с шумом вырывались водные потоки, стремящиеся в небольшие бассейны, облицованные голубым стеклом. На стенах были высечены барельефы, воспроизводящие сцены сражений под Царицыном и Сталинградом. Углы центрального фасада венчали скульптуры матроса и солдата. Интерьер павильона украшали пейзажи края и картины его сельскохозяйственного производства.

Скульптура В.И. Чапаева была перемещена на постамент, возведенный в парковой части позади павильона. Позднее ее демонтировали.

В 1959 году в связи с упразднением зональных экспозиций павильон получил новое название — «Радиоэлектроника и связь». Реконструированное по проекту архитектора В.М. Гольштейна, инженера И.М. Шошенского и конструктора В.А. Штабской здание стало ярким образцом советского модернизма. Отделанное штампованным алюминием и стеклом, теперь оно напоминало огромный радиоприемник. Удачной дизайнерской находкой стала шпренгельная мачта высотой 57 метров, к которой была прикреплена антенна для цветного телевидения (кстати, впервые представленного в Советском Союзе именно на ВДНХ).

План реконструкции на этом не заканчивался: он предусматривал также создание нового большого двухсветного зала и специального зала для цветного телевидения на месте сада. Но полностью воплотить этот план в жизнь так и не удалось.