Павильон №15 «Радиоэлектроника и связь» («Поволжье»)

Изменение названия

До 1959 года — «Поволжье».

Когда построен, кто архитектор

В 1954 году; Е.В. Яковлев, И.М. Шошенский.

Статус

Объект культурного наследия федерального значения.

Современное состояние

  1. В 2014 году была демонтирована алюминиевая облицовка здания, более полувека скрывавшая от посетителей Выставки фасад тех времен, когда внутри павильона располагалась экспозиция «Поволжье».
  2. C декабря 2015 года по 14 февраля 2016 года в павильоне работала выставка, организованная совместно с британским культурным центром Barbican «Watch me move: легенды и лица мировой анимации на ВДНХ», посвященная истории мультипликации. Экспозиция знакомила посетителей ВДНХ с главными именами мировой анимации — от авторов первых черно-белых мультэкспериментов до лидеров новой волны анимационного артхауса. В состав экспозиции вошли лучшие релизы главных анимационных студий — Walt Disney, Warner Bros., Aardman, Pixar, Ghibli.
  3. Со 2 декабря 2016 года по 15 марта 2017 года в павильоне проходила выставка «Энциклопедия фотографии (1891–1991)». В экспозицию было включено 250 работ выдающихся российских фотографов: от дореволюционных фотографий знаменитого летописца Сергея Прокудина-Горского до репортажных кадров Игоря Мухина эпохи перестройки.

История создания

В 1937 году по проекту А.Г. Чалтыкьяна был построен павильон, предназначенный для экспозиции Башкирской, Калмыцкой АССР, АССР немцев Поволжья, а также Куйбышевской, Саратовской, Сталинградской и Оренбургской областей. Однако уже готовое здание подверглось резкой критике и было реконструировано по проекту С.Б. Знаменского и А.О. Колесниченко. Так в 1938 году началась история павильона «Поволжье».

чапаев3.jpg
Павильон «Поволжье». 1939 год. Фотограф Харрисон Форман

Его образ, как отмечал архитектор Я.А. Корнфельд, был «до плакатности лаконичным», строгим и многоплановым. Центром композиции главного фасада служил стальной мост над водным каскадом, символизирующим мощные воды Большой Волги. Продолжало эту тему грандиозное изображение Куйбышевского гидроузла работы художников К.Г. Орлова, С.Б. Знаменского, С.М. Орлова и других. Правое крыло главного фасада украшал исполненный скульпторами С. Лахтиным и М. Бирюковым барельеф, посвященный земледелию. Входной портал в левом крыле был оформлен орнаментом. Над павильоном возвышалась 20-метровая стела, увенчанная конной статуей легендарного комдива В.И. Чапаева. Этот памятник высотой 7 метров создал скульптор П.А. Баландин.

чапаев2.jpg
Павильон «Поволжье». 1939 год. Фотограф Харрисон Форман

В августе 1949 года после замены фундамента и части деревянных конструкций ремонт павильона был приостановлен — очевидной стала необходимость его демонтажа.

Новое здание было построено на месте прежнего по проекту Е.В. Яковлева и И.М. Шошенского. Основными темами в оформлении его главного фасада и интерьеров стали героика разгрома немецко-фашистских войск в годы Великой Отечественной войны и возрождение сельского хозяйства. Вход в павильон украшала витражная карта Поволжья с обозначением системы полезащитных полос, Волго-Донского канала и газопровода Саратов — Москва. В центральной части угадывались черты монументальных шлюзов. Композицию фасада завершала скульптурная группа рабочего и колхозницы с гербом РСФСР. Из-под грандиозных витражей с изображениями Сталинградской и Куйбышевской гидроэлектростанций на стенах боковых крыльев павильона с шумом вырывались водные потоки, стремящиеся в небольшие бассейны, облицованные голубым стеклом. На стенах были высечены барельефы, воспроизводящие сцены сражений под Царицыном и Сталинградом. Углы центрального фасада венчали скульптуры матроса и солдата. Интерьер павильона украшали пейзажи края и картины его сельскохозяйственного производства.

povol_bylo.jpg
Новое здание павильона «Поволжье» с витражами Сталинградской и Куйбышевской гидроэлектростанций. 1954 год

Скульптура В.И. Чапаева была перемещена на постамент, возведенный в парковой части позади павильона. Позднее ее демонтировали.

В 1959 году в связи с упразднением зональных экспозиций павильон получил новое название — «Радиоэлектроника и связь». Реконструированное по проекту архитектора В.М. Гольштейна, инженера И.М. Шошенского и конструктора В.А. Штабской здание стало ярким образцом советского модернизма. Отделанное штампованным алюминием и стеклом, теперь оно напоминало огромный радиоприемник. Удачной дизайнерской находкой стала шпренгельная мачта высотой 57 метров, к которой была прикреплена антенна для цветного телевидения (кстати, впервые представленного в Советском Союзе именно на ВДНХ).

План реконструкции на этом не заканчивался: он предусматривал также создание нового большого двухсветного зала и специального зала для цветного телевидения на месте сада. Но полностью воплотить этот план в жизнь так и не удалось.

Интересные факты

Сохранились воспоминания В. Бровченкова о «переезде» памятника легендарному комдиву на Родину в Чебоксары: «Впервые идея сооружения памятника знаменитому земляку возникла у рабочих завода им В.И. Чапаева (ПО им В.И. Чапаева). Директор завода И.А. Захарченко на одном из совещаний в Москве встретился с дочерью легендарного начдива Клавдией Васильевной и рассказал ей о желании рабочих. Она вспомнила, что на ВСНХ (впоследствии ВДНХ) у павильона «Поволжье» стоит скульптура В.И. Чапаева на коне, автором которой является скульптор П. Баландин, но о возможности ее приобретения необходимо переговорить с дирекцией выставки. Вскоре начались переговоры, в процессе которых выяснилось, что скульптура приглянулась не только нам. Нужно было срочно решать вопрос о ее перевозке в Чебоксары.

чапаев12.jpg
Павильон «Поволжье». 1939 год. Фотограф Харрисон Форман

За дело взялись заместитель главного инженера Н.П. Брагин, cекретарь комитета комсомола А.C. Никтитин (ныне ректор Чебоксарского института туризма и сервиса) и мастер завода Маргарита Беспалова (Буй). Они сумели окончательно договориться, тем более, что вопрос о транспортировке предприятие брало на себя. Но тут возникли другие трудности. Вес скульптуры около 30 тонн, а многие мосты по дороге были рассчитаны на значительно меньший вес,  так что нужно было искать другой выход. Им оказалась железная дорога. Об этом рассказ заместителя директора завода П.Д. Дмитриева: «Памятник демонтировали, разделив на четыре части, упаковали, но в Министерстве путей сообщения вопрос о транспортировке оставался открытым. И тут случайно на выставке я встретил молодого человека в форме железнодорожника и поделился с ним своей заботой. Узнав, что нужно перевезти памятник В.И. Чапаеву на его родину в Чебоксары, он сказал, что постарается помочь. Вскоре был найден полупустой товарный поезд, идущий до Чебоксар, куда и погрузили скульптуру. Начальник поезда заверил, что довезет в сохранности. Cлово свое он сдержал. А ребята-железнодорожники в ответ на предложение оплатить работу ответили: «Это ведь Чапаев», и денег не взяли. Так скульптура оказалась в Чебоксарах».

чапаев в Чебоксарах.jpg
Памятник В.И. Чапаеву в Чебоксарах

Список литературы и интернет-источников

  1. Сайт Чувашского национального музея: http://www.chnmuseum.ru/.
  2. Сайт ретрофото: pastvu.com.