Арка Северного входа

Когда построена, кто архитектор

Построена в 1938–1939 годах.

Архитекторы: Л.М. Поляков (мастерская дворца Советов).
Скульптор — Г.И. Мотовилов.
Конструктор — В.Н. Быковский.

Современное состояние

До сентября 2016 года за почти 80-летнюю историю своего существования арка Северного входа ни разу не перестраивалась и не реставрировалась. Без правильного ремонта она пришла в состояние, близкое к аварийному. При этом были утеряны элементы декора наружных плоскостей пилонов и внутренних стен арочного прохода. Реставрировать уникальный памятник истории начали в сентябре 2016 года, и уже в июне 2017 года он был открыт.

История создания

Арка Северного входа (тогда она была аркой Главного входа на ВСХВ) выстроена к первому открытию Выставки, состоявшемуся 1 августа 1939 года, по проекту выдающегося советского архитектора Л.М. Полякова (8 (21) августа 1906 г. — 19 июня 1965 г.).

polyakov.png
Леонид Михайлович Поляков

Арка Главного входа_Проект_Перспектива.jpg
Арка Главного входа ВСХВ. Проект. Перспектива. Архитектор — Л.М. Поляков

Леонид Михайлович был автором ряда построек в Ленинграде (жилой массив «Ленинградский печатник», cтадион «Динамо», здание крематория на Волковом кладбище и ряда других) и в Москве (высотное здание гостиницы «Ленинградская», комплекс жилых домов на набережной Тараса Шевченко). Нельзя не отметить его работы по архитектурному оформлению станций Московского метрополитена (станция «Курская» второй очереди, cтанция «Октябрьская (кольцевая)», станция «Пушкинская» и другие.

Арка Главного входа_1939.png
Арка Главного входа на ВСХВ. Архитектор — Л. Поляков

Арка_1939_.jpg
Арка Главного входа на ВСХВ. 1939 г.

Д.М. Аранович в статье «Синтез искусств в оформлении ВСХВ» пишет следующее:

Высоко поднимающаяся над деревьями, кустарниками и цветочными клумбами аллеи пафосная скульптура В.И. Мухиной, изображающая рабочего и колхозницу, сразу дает почувствовать, что эта аллея ведет к выставке...

Cамый вход (арка) на выставку решался самостоятельно, вне строгой связи со скульптурной композицией В.И. Мухиной. Тем не менее, разрыва между ними не получилось. Скульптура В.И. Мухиной и арка входа взаимно дополняют друг друга. В очертаниях торжественной арки Главного входа архитектору Л.М. Полякову удалось сочетать декоративные приемы классической и современной парковой архитектуры...

Выполненная в камне арка приятно поражает своей легкостью. Архивольта крупной центральной арки, высотой в 21,5 метров, вздымается, как бы повисая в воздухе.

Это законченная архитектурная форма прекрасно дополняется талантливо выполненным скульптором Мотовиловым позолоченным барельефом. Обрамляющий арку барельеф с плодами эффектно выделяется на фоне белого камня. Перекрытия боковых арок представляют собой нарядно декорированные барельефами купола с крупными воздушными просветами. И здесь барельефы органически вписаны в полусферическую поверхность куполов.

Арка_1939.jpg
Арка Главного входа ВСХВ

Нужно отметить, что проходы между арками были обрамлены барельефами скульптора Г.И. Мотовилова. Барельефы на внутренних стенах арки Главного входа, к сожалению, не сохранились до наших дней, но по фотографиям видно, что один из них был посвящен механизации труда, а другой — растениеводству и животноводству. Композиция людей на них, зрительно связанных между собой растениями и металлическими цепями, была выстроена в виде орнамента.

motovilov.jpg
Георгий Иванович Мотовилов

Барельефы.jpg
Барельефы. Cкульптор Г.И. Мотовилов

relief_1939.jpg
Барельеф «Сельское хозяйство». Известняк. Cкульптор Г.И. Мотовилов

В конце 1970-х годов граница ВДНХ расширилась, и Северный вход перестал нести функциональную нагрузку, а остался фактически как памятник архитектуры 1930-х годов, не потерявший своего очарования и сейчас. Однако некогда образ его был символом ВСХВ, и символом настолько всеобщим, что победивший на конкурсе проектов Главного входа на ВСХВ 1954 года архитектор И.Д. Мельчаков вольно или невольно включил в центральный пролет своего грандиозного шестиколонного портика ведущий элемент входа Л.М. Полякова — украшенную рельефом арку.

Интересные факты

1) На самом деле первая арка Главного входа на ВСХВ выглядела совсем по-другому. Она была построена в 1937 году по проекту В.К. Олтаржевского при участии А.В. Лехер. Роспись пилонов была выполнена по эскизам художника Фаворского.

Но он, как и целый ряд уже готовых или строящихся павильонов, был сочтен слишком простым и не отвечающим духу Всесоюзной выставки.

Главный вход на ВСХВ_1936.jpg
Главный вход на ВСХВ. 1937 г.

proekt.jpg
Проект Главного входа архитектора В.К. Олтаржевского

Во время реконструкции 1938–1939 годов Главный вход был сломан как «несоответствующий своему назначению».

2) Скульптор Георгий Иванович Мотовилов (3 (16) июня 1884 г. — 14 июня 1963 г.) известен многим как автор скульптуры балерины на башне жилого дома на углу ул. Горького и Тверского бульвара, а также работами на станциях Московского метрополитена «Электрозаводской», «Новокузнецкой» и ряда других работ. Он также был руководителем коллектива создателей скульптурного убранства Волго-Донского судоходного канала им. В.И. Ленина.

балерина на доме.jpg
Скульптура балерины на доме №17 по улице Горького. На этой открытке-фотографии 1957 года отчетливо виден не только памятник Пушкину, но и скульптура балерины

балерина на доме1.jpg
Скульптору позировала Ольга Лепешинская, а здание москвичи окрестили «домом под юбкой». Скульптуру демонтировали в конце 1950-х годов

Георгий Мотовилов участвовал во Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Его скульптура «Металлург» (или «Металлист»), стояла внутри знаменитого павильона по проекту Бориса Иофана, увенчанного «Рабочим и колхозницей» Веры Мухиной.

Всемирная выставка в Париже_1937.jpg
Всемирная выставка в Париже. 1937 г.

«Металлург» получил Гран-при этой экспозиции. Молодой, атлетического сложения сталевар, опираясь на шест, напоминал по композиции прелестную «Девушку с веслом», размноженную в копиях в парках всей страны. Предназначалась она для Можайского путепровода, экспонировалась на многих выставках СССР, олицетворяя героя индустриализации. Ныне он находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. И если мухинских «Рабочего и колхозницу» производят от знаменитых раннеантичных «Тираноубийц» (а их сопоставлял в своих теоретических трудах и сам Мотовилов), то, продолжая сравнения, «Металлург» Мотовилова — с «Дорифором» соцреализма.

Металлург_Мотовилов_1936.jpg
Cкульптура «Металлург» («Металлист»)

Театральный раздел_Фрагмент экспозиции со скульптурой Металлист.jpg
Театральный раздел. Фрагмент экспозиции со скульптурой «Металлист» в Государственной Третьяковской галерее

2) Отрывок из книги «Воспоминания артистки Большого театра» Е.С. Бадигиной о жизни и творчестве Г.И. Мотовилова:

МОЕ ЗНАКОМСТВО С ГЕОРГИЕМ ИВАНОВИЧЕМ (в конце 1948 г.)

Знакомство было необычным. В то время я была беременна уже пять месяцев. Жизнь у меня не сложилась, и я разошлась с мужем. Материальное положение было трудным. В Большом театре, где я танцевала, зарплата маленькая — я была начинающей артисткой. Во время беременности от танцев освобождают примерно с трех месяцев. Так что я уже не работала, а сидела дома в плохом настроении и думала, как мне жить.

Евгения Бадигина.png
Балерина Евгения Бадигина

Вдруг, совсем неожиданно, ко мне пришла моя знакомая и заявила: «Хочешь заработать деньги — собирайся! Я тебя познакомлю со скульптором, которому сейчас нужна натурщица для «Колхозницы с дарами» при оформлении ВДНХ. Он хорошо оплачивает. Ты сейчас как раз подойдешь для этой роли, так как очень располнела и округлилась». Я согласилась с ее доводами, и мы поехали.

Георгий Иванович встретил нас у входа своей мастерской и, поцеловав нам руки, пригласил войти. Моя знакомая сразу же сказала ему: «Вот, я привела к вам мою приятельницу для скульптуры «Колхозница». Надеюсь, она подойдет?» Взглянув на меня, Георгий Иванович ответил: «Нет... для колхозницы она не подойдет, а для герцогини — подходит». И тут же попросил меня, сегодня же, начать ему позировать.
Он решил делать мой портрет [(бюст или во весь рост?)]. Я приходила к нему позировать почти ежедневно, по три-четыре часа с перерывом на чаепитие. Работая над моим портретом, Георгий Иванович развлекал меня. Рассказывал много интересного из литературы, искусства, читал стихи. Я удивлялась его прекрасной памяти.

Как-то раз, во время нашего сеанса пришел мужчина, который сразу же предложил мне и ему тоже позировать для портрета. После его ухода Георгий Иванович сказал: «Это хороший портретист, Шварц, но я очень прошу вас ему не позировать. Обещайте мне!» Я обещала...

Cписок использованной литературы и интернет-ресурсов:

  1. Книга «Архитектура ВСХВ», А.Ф. Жуков, Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, Москва, 1955 г.
  2. «Всеобщая история искусств», том 6, книга вторая, под общей редакцией и Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского, издательство «Искусство», Москва, 1966 г.
  3. Книга «Зодчие Москвы XX век», авторы М.И. Астафьева-Длугач, Ю.П. Волчок, А.М. Журавлев, издательство «Московский рабочий», Москва, 1988 г.
  4. Книга «Воспоминания артистки Большого театра», автор Евгения Бадигина, издательство «ЭкоПресс», Москва, 2001 г.
  5. Книга «Ансамбль ВСХВ. Архитектура и строительство», Александр Зиновьев, Москва, 2014 г.
  6. Путеводитель по ВДНХ, Павел Нефедов, Москва, издательство «АВС design», 2014 г.
  7. Страница в «Фейсбуке» — Мастерская Мотовиловых: https://m.facebook.com/MasterskayaMotovilovyh/.
  8. Сайт http://www.krasnaya-moskva.ru/oltajevskiy.htm.
  9. Сайт http://www.rudesign.ru/projects/expodesign/01hystory/h_01.htm.
  10. Сайт http://um.mos.ru/houses/arka_severnogo_vkhoda_na_vdnkh/.
  11. Сайт http://synthart.livejournal.com/109195.html.
  12. Сайт http://www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=136.
  13. Сайт http://polit.ru/article/2013/07/22/USSR-at-World-Expo/.
  14. ЖЖ-блогVISUALHISTORY: http://visualhistory.livejournal.com/1408435.html.
  15. Cайт http://www.mskvd.ru/Arhitektory_Moskvy_O-R2/p2_articleid/535.
  16. Cайт http://novocherkassk.net/lavochka/2012/08/.
  17. Сайт www.bcxb.ru.
  18. Сайт с ретрофотографиями Москвы: http://www.foto-list.ru/.