Летчики-испытатели среди космонавтов
У каждого героя космоса свой путь на орбиту. Многие космонавты до
поступления в отряд работали инженерами или служили военными летчиками, также
есть среди них и врачи. Отдельное место среди них занимают летчики-испытатели —
люди, которые постоянно работают с новой техникой и хорошо знают, что такое
риск.
Георгий Тимофеевич Береговой
Первым летчиком-испытателем, отправившимся в космос, стал Дважды Герой
Советского Союза Георгий Тимофеевич Береговой. Это человек уникальной судьбы.
Во время Великой Отечественной войны он летал на самолете-штурмовике Ил-2 и
совершил более 180 боевых вылетов. В 1948 году Береговой становится
летчиком-испытателем Государственного Краснознаменного научно-испытательного института
Военно-воздушных сил (ГКНИИ ВВС) и испытывает МиГ-19П, Су-9, Ту-128 и многие
другие самолеты. С началом космической эры Георгий Береговой решил попробовать
свои силы в покорении безвоздушного пространства и стал самым возрастным
космонавтом своего времени — на тот момент ему исполнилось 48 лет. В 1968 году
Береговой совершил полет на корабле «Союз-3», а впоследствии стал руководителем
Центра подготовки космонавтов.
Василий Григорьевич Лазарев
Следующий герой космоса является представителем трех профессий: врач,
летчик-испытатель и космонавт. Герой Советского Союза Василий Григорьевич
Лазарев, о котором идет речь, сначала окончил Свердловский медицинский институт
и стал хирургом, а затем и Чугуевское военно-воздушное училище летчиков.
Василий Григорьевич работал летчиком-испытателем и врачом в ГКНИИ ВВС, а затем
старшим научным сотрудником Государственного научно-исследовательского
испытательного института авиационной и космической медицины. Космическую
подготовку Лазарев начал по программе полета корабля «Восход» в качестве
второго дублера космонавта-врача Бориса Егорова, а затем учился управлять
орбитальным самолетом «Спираль». Свой первый полет Василий Лазарев совершил на
корабле «Союз-12» вместе с бортинженером Олегом Макаровым в 1973 году. Им
предстояло испытать доработанный корабль, на борту которого использовались
аварийно-спасательные скафандры «Сокол-К». В 1975 году Лазарев и Макаров снова
стартовали вместе, но из-за аварии на этапе работы третьей ступени
ракеты-носителя на орбиту корабль не вышел. Космонавты приземлились в горах
Алтая и были эвакуированы на следующий день. В дальнейшем Василий Григорьевич
продолжил готовиться к полетам, но больше отправиться в космос ему было не
суждено.

Светлана Савицкая
Единственной за всю историю женщиной-Дважды Героем Советского Союза
является космонавт Светлана Савицкая. Долгое время она работала
летчиком-испытателем Московского машиностроительного завода «Скорость» при
конструкторском бюро Александра Яковлева. Путь Светланы Евгеньевны в авиацию и
космос оказался нелегким. Параллельно с учебой в Московском авиационном
институте она окончила Центральную объединенную летно-техническую школу и
вступила в сборную СССР по пилотажному спорту. В это время она установила целый
ряд мировых рекордов по скорости, скороподъемности и высоте полета самолетов. Помимо
этого, прославленная спортсменка окончила школу летчиков-испытателей
Летно-исследовательского института имени М. М. Громова и освоила 20 типов
летательных аппаратов.
Светлана Савицкая в открытом космосе
В 1979 году она участвовала во втором в истории советской космонавтики
женском наборе, а через 3 года совершила полет в космос на орбитальную станцию
«Салют-7» в составе первого в истории смешанного экипажа. На орбите она провела
8 суток и стала второй женщиной-космонавтом в мире! 25 июля 1984 года Светлана
Савицкая установила космический рекорд, став первой женщиной, совершившей
выход в открытый космос. За бортом «Салюта-7» она вместе с Владимиром
Джанибековым проводила эксперимент по сварке, пайке и резке металлов. Этот
выход в открытый космос длился более 3 часов. Сейчас Светлана Евгеньевна
занимается общественной деятельностью и является депутатом Государственной
Думы.
Валерий Иванович Токарев
Для создававшегося в 1970-х−1980-х годах орбитального корабля «Буран»
требовались очень опытные пилоты, летавшие на разной технике. Один из таких
людей — Герой России Валерий Токарев. Валерий Иванович служил летчиком в
Оренбургской области и стал командиром авиационного звена. Испытательной
работой он стал заниматься, попав в ГКНИИ ВВС и окончив курсы при нем. Ему
предстояло испытывать самолеты вертикального взлета и посадки и самолеты
палубного базирования. В 1989 году ему выпал шанс начать летать выше: Валерия
Токарева отобрали в группу космонавтов, которым предстояло пилотировать
многоразовый корабль «Буран». Он успешно прошел общекосмическую подготовку, но
затем работы по «Бурану» были свернуты. Токарев сумел добиться включения его в
отряд Центра подготовки космонавтов и заново пройти медкомиссию. Валерию
Ивановичу довелось слетать в космос на крылатом корабле, но американском. В
1999 году он стартовал на шаттле «Дискавери» к строящейся МКС и вернулся на
Землю через 9 дней. Через 4 года Токарев отправился в длительный полет и стал
одним из немногих отечественных космонавтов, кто работал в открытом космосе не
только в российском, но и в американском скафандре. Валерий Токарев, совершив
два полета на орбиту, занялся политической деятельностью.

Игорь Петрович Волк
Летчиков-испытателей для программы «Энергия-Буран» отбирали не только в
ГКНИИ ВВС, но и в Летно-исследовательском институте имени М. М. Громова (ЛИИ).
Там был сформирован отряд космонавтов, получивший негласное название «Волчья
стая» благодаря его командиру, Герою Советского Союза Игорю Волку. Между
прочим, Игорь Петрович — единственный космонавт, родившийся в День
космонавтики. Волк, как и многие, начал со службы в летной части, но,
встретившись с коллегами из ЛИИ, решил стать испытателем авиационной техники. В
его новой работе было немало опасных ситуаций. Однажды в полете на истребителе
Су-9 закончилось топливо, и Игорь Петрович вместо того, чтобы
катапультироваться, посадил самолет на остатках скорости. Игорь Волк в 1981
году получил квалификацию космонавта-испытателя и начал подготовку к полету на
корабле «Союз», поскольку будущему пилоту «Бурана» нужно было апробировать
условия космического полета.
Интересно, что в 1984 году на орбиту он отправился вместе с Владимиром
Джанибековым и Светланой Савицкой. Сразу после завершения 12-дневного
космического полета ему предстояло совершить перелет на Ту-154 с системой
управления «Бурана», затем — на Су-7 и МиГ-25. Это делалось для того, чтобы
понять возможности управления кораблем в ручном режиме после пребывания в
космосе.
БТС-002
В тот же год Волк приступил к испытаниям летающего аналога «Бурана» под
названием БТС-002. Игорю Петровичу не суждено было отправиться на орбиту второй
раз, но он долгие годы работал в ЛИИ имени М. М. Громова, в том числе
начальником Летно-испытательного центра.
Анатолий Семёнович Левченко.
Из «Волчьей стаи» к звездам отправились только два летчика-испытателя:
Игорь Волк и Анатолий Левченко. Герой Советского Союза Анатолий Семёнович
Левченко освоил 87 типов самолетов, занимался отработкой методики воздушного
боя на МиГ-25. Он, как и Волк, занимался отработкой посадки летающего
аналога «Бурана». В 1987 году Левченко отправился на борт орбитальной станции
«Мир» и после 8-суточного полета провел эксперимент по оценке работы пилота «Бурана».
Токтар Аубакиров
Еще один представитель этой непростой профессии — Герой Советского Союза
Токтар Онгарбаевич Аубакиров. В юности начинавший как парашютист, Аубакиров
стал летчиком-инженером и служил на Дальнем Востоке. В 1976 году он окончил
школу летчиков-испытателей ЛИИ имени М. М. Громова и начал работать в
Опытно-конструкторском бюро А. И. Микояна. Ему выпало испытывать МиГ-25,
МиГ-29, МиГ-31 и многие другие самолеты, а также совершать полеты в составе
морской бригады. 1 ноября 1989 года Токтар Аубакиров стал вторым советским
летчиком, совершившим посадку самолета на авианосец, и первым в СССР, кто
совершил взлет с трамплина авианосца. С территории Казахстана, где находится
космодром Байконур, уже не одно десятилетие отправляются на орбиту люди, но ни
один казах до этого момента не побывал в космосе. В 1991 году было принято
решение включить в состав одного из экипажей летчика-испытателя Аубакирова,
который провел на станции «Мир» 8 суток и стал не только первым
космонавтом-казахом, но и последним советским космонавтом. Токтар Онгарбаевич
впоследствии занимал высокие посты в правительстве независимой республики
Казахстан, в том числе и советника президента по оборонной промышленности и
космосу.
Среди космонавтов много летчиков истребительной или бомбардировочной
авиации. Летчиков-испытателей, слетавших в космос, гораздо меньше, но их
опыт оказался бесценным для освоения новой техники. Хороший пример тому —
создание «Бурана», где участие этих людей было просто необходимо.
25 июня