Лекция «История универсальных магазинов»
Лекция коллекционера Назима Мустафаева в рамках выставки «Век XIX. Изменчивая мода. От ампира до модерна».
Универсальные магазины — новая форма розничной торговли, появившаяся во второй половине XIX века, далеко не сразу получила признание. Внедрив в практику множество инноваций, универмаги, тем не менее, встретили сопротивление со стороны традиционной мелкой специализированной торговли, основанной на средневековой цеховой системе производства и распределения продуктов. Сложности в работе универсальный торговли возникали и со стороны клиентов, которые категорически не воспринимали возможность приобретения ряда категорий товаров в универмагах, как например, продукты питания, алкоголь и книги.
Потребность в больших торговых площадях вынуждала универмаги расширяться, что зачастую приводило к конфликтам с градостроительной политикой городских советов и заставляло владельцев универмагов создавать филиалы в разных районах мегаполисов.
Тем не менее, ориентированность на средний класс, причем преимущественно женщин, соединение в одном месте возможности удовлетворения как практических бытовых, так и социальных потребностей, привело к успеху новой формы торговли, которая пережила и великую депрессию и сложности во время мировых войн.