Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея
Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея

Русский музей

Успейте посетить до 1 февраля выставку «Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея»!
Выставка разместилась в павильоне № 1 «Центральный» и стала сенсацией для культурной жизни не только двух столиц, но и страны в целом. 115 шедевров русских мастеров совершили путешествие из Санкт-Петербурга в Москву, объединив пространство культурных кодов двух столиц.
Это проект, подготовленный ко дню рождения столицы в тесном сотрудничестве Государственного Русского музея с Правительством Москвы, Департаментом культуры города Москвы и ВДНХ.
Впервые перед гостями ВДНХ развернулась масштабная панорама Москвы сквозь века, состоящая из 104 живописных полотен и 11 скульптур. Среди них — иконы Андрея Рублева, признанные шедевры русской живописи «Святая Русь» Михаила Нестерова, «Степан Разин» Василия Сурикова, «Торжественное заседание Государственного совета...» и «В осажденной Москве» Ильи Репина.
Отдельные шедевры, представленные на выставке, никогда не покидали Государственный Русский музей, а ряд работ из его фондохранилища экспонируются впервые.
page-slider
Бродский И.И. Передача знамени парижских коммунаров московским рабочим на Ходынке в Москве. Не ранее 1924
page-slider
Васнецов А.М. Новодевичий монастырь. Башни. 1926
page-slider
Верещагин В.В. Старая Москва. 1880-1890
page-slider
Делабарт Ж. (De la Barthe, Gerard) Вид Красной площади в Москве. 1795
page-slider
Икона. Кирилл Белозерский в житии. XV в
page-slider
Михаил Нестеров. Святая Русь. 1905
page-slider
Репин И.Е. В осажденной Москве.1912
page-slider
Рублев А. Икона. Пророк Софония. Начало XV в.
page-slider
Рябушкин А.П. Московская улица ХVII века в праздничный день. 1895
page-slider
Серов В.А. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой (1861-1939). 1902
page-slider
Суриков В.И. Степан Разин. 1906
page-slider
Шишкин И.И. Зима. 1890

Интересные факты

  • Француз Жерар Делабарт, ученик знаменитого живописца Жан-Мари Вьена, работал в России с 1787 по 1810 год. В этот период Делабарт написал серию видов Москвы и ее окрестностей, которая обрела широкую известность благодаря гравюрам, исполненным по его оригиналам разными мастерами.
  • Михаил Нестеров на картине «Святая Русь» сумел, не привлекая лишнего внимания, увековечить сразу трех дорогих сердцу людей. Среди страждущих спрятались важные для художника люди — мать, сестра и няня детей Нестерова.
  • Через четыре года после завершения картины «Степан Разин» Василий Суриков вернулся к своей работе, чтобы частично ее переписать. Доработке подвергся портрет главного героя картины, и, как подметили искусствоведы, в результате образ Степана Разина получил внешнее сходство со своим создателем. Подтверждением того, что в образе Разина скрыт автопортрет Сурикова, может служить известный факт: художник заказал себе костюм атамана и надевал его, чтобы лучше прочувствовать характер персонажа.
  • Валентин Серов высоко ценил свою работу «Портрет княгини З.Н. Юсуповой». Еще бы, ведь ее написание было достаточно трудоемким процессом как для самого художника, так и для модели. Чтобы довести портрет до совершенства, потребовалось 80 сеансов позирования!
  • Илья Репин написал картину «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» в 1903 году по правительственному заказу к 100-летнему юбилею Государственного совета. Полотно уникально по своим размерам и количеству изображенных лиц: на картине размером 8,8 на 4 метра можно увидеть 81 историческую фигуру. Ассистентами Репина при создании картины выступили ученики художника Иван Куликов и Борис Кустодиев, позднее ставшие признанными мастерами-портретистами.
Репин И.Е. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года. 1903
Экспозиция Русского музея содержит четыре тематических раздела, которые последовательно раскрывают перед гостями выставки летопись столицы от истоков до новейшего времени.

«Старая Москва»

Изучить допожарную Москву, погрузиться в атмосферу старинного московского быта позволяет раздел «Старая Москва», где представлены знаменитые полотна Аполлинария Васнецова, Василия Верещагина, Ильи Репина, Василия Сурикова, Ивана Шишкина.
Среди выдающихся произведений искусств этого раздела — цикл из 15 работ французского живописца и гравера Жерара Делабарта – подлинное достояние коллекции Государственного Русского музея. Также здесь представлены шедевры московской школы иконописи и картины с историческими сюжетами крупнейших российских живописцев конца XIX — начала ХХ века. А визуальным воплощением православного духа столицы и особым смысловым акцентом для первого раздела выставки «Старая Москва» стало полотно Михаила Нестерова «Святая Русь».

«Москва-столица»

«Москва-столица» — раздел, посвященный возвращению Москве столичного статуса и отражению этого события в художественном наследии XX века. Здесь представлена одна из жемчужин коллекции Русского музея — всемирно известное полотно Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Уникальная по количеству изображенных лиц и размеру картина — 81 фигура на полотне 8,8 на 4 метра – была написана по правительственному заказу и предназначалось для огромного белоколонного зала заседаний Государственного совета в Мариинском дворце. Илья Репин мастерски передал квинтэссенцию самой идеи столицы как центра, где сосредоточена политическая, экономическая и культурная жизнь страны.

«Новая Москва»

Раздел повествует о том, как с 1920-х годов менялся город — его облик, настроение и атмосфера, позволяя посетителям увидеть яркий и динамичный образ Москвы ХХ века. Гостей выставки ждут знаковые произведения выдающихся мастеров отечественного искусства — от монументальных полотен Аполлинария Васнецова до работ Юрия Пименова, среди которых картина «Здесь будет парк» 1950 года. На ней изображен знаковый момент в жизни Москвы, вся суть ее кипучей жизни — масштабные работы по реконструкции Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ, позднее — ВДНХ). Особое место в экспозиции занимают работы представителей московской художественной школы 1970–80-х годов — Павла Никонова и Натальи Нестеровой, а также работы мастеров новейшего времени — Элеоноры Жареновой и Ирины Марц.

«Москвичи»

Раздел «Москвичи» представляет собой уникальную коллекцию портретов. Здесь можно увидеть образы знаменитых москвичей или людей, связавших со столицей свою жизнь: ученых, литераторов, рабочих, врачей, музыкантов, актеров. «Портрет К. С. Станиславского» Петра Вильямса, «Портрет академика Н. Д. Зелинского» Павла Корина, «Портрет Б. И. Яковлева» Александра Герасимова и другие произведения написаны в разное время и разными авторами. Но всех героев этого зала (как портретируемых, так и художников) объединяет тот факт, что они трудились на благо города, внесли свою лепту в культурное наследие Москвы, оставили след в истории столицы.

Информация

Билеты в Русский музей

Дополнительная информация

С правилами посещения музейно-выставочных площадок можно ознакомиться по ссылке.

О павильоне

Павильон «Центральный», построенный в 1950–1954 гг. — одно из самых главных и наиболее монументальных сооружений Выставки.
Архитектура павильона отсылает к лучшим примерам русской классической архитектуры. Его уступчатая высотная композиция завершена шпилем со звездой.
Общая высота павильона со шпилем достигает 97 метров. Общая площадь павильона — 3500 кв.м. Его трехъярусная композиция, торжественность и стиль навевают образы памятников русского ампира, более всего перекликаясь с силуэтом башни петербургского Адмиралтейства.

Партнеры