Pavilion No. 67. Karelia

Today till 22:00
Description
History
About place

Year built, architect

The pavilion was built in 1954 to the design of Farid Rekhmukov and A. Reznichenko.

Read more

Name changes

  • Before 1957: Karelian Finnish SSR
  • 1957: Academy of Sciences of the USSR
  • 1958: Science
  • 1959–1963: Culture and Customs of the Peoples of the RSFSR
  • 1964–1966: Pulp & Paper and Timber-Chemical Industry
  • Subsequently: Soviet Print.

Status

Federal cultural heritage site.

Current state

Open to public.

Schedule
Mo
Day off
Tu — Su
11:00 — 22:00
Contacts

Historical Background

The first exposition to move into the pavilion was that of the Karelian Finnish SSR, which had existed for years before 1954. Before the war, the exhibits pertaining to the Karelian Autonomous SSR were part of a greater thematic cluster, Leningrad and Northwest RSFSR, housed in Pavilion No. 64.

The Karelian Autonomous SSR was reconstituted as Karelian Finnish SSR on 31 March 1940. Now that Karelia was a fully-fledged Union republic it deserved its own building. The exposition was moved into the former Soviet Arctic Pavilion, tucked away amid verdant greenery quite far from Kolkhozov Square. It was a rather low, single-storey pavilion with a prominent central part where the most conspicuous elements of decor were the lofty entrance portal and an aeroplane model.

Originally built in 1937 under the supervision of Mikhail Seleznyov, the building was later remodelled to the design of Boris Vilensky and Gleb I. Glushchenko. The remodelling gave the pavilion a new façade doubling as a pedestal for the aeroplane model. The monumental visage of the building was enhanced by the ribbed glazing, imitating ice rafts. There was a huge map of the Arctic above the entrance, stretching the entire height of the building front. Marked on the map was the legendary North Pole drifting polar expedition led by Ivan Papanin. The plants around the pavilion—lichens, moss, shrubbery, dwarf trees of the tundra and so on—represented austere sub-Arctic nature. When the Karelian Finnish SSR exposition moved in, the plane was replaced with the republic's emblem flanked by flags while the map was concealed behind a massive red bunting inscribed with a quotation from the law that transformed the Karelian Autonomous SSR into the Karelian Finnish SSR, in Russian and Finnish.

The pavilion was destroyed by a fire soon after VSKhV was shut down in 1941. When the exhibition reopened in 1954, there was a summer café on the site. The new Karelian Finnish SSR Pavilion was built on a new site, next door to the Siberia Pavilion.

The new Karelian Finnish SSR Pavilion for the postwar VSKhV was designed by Farid I. Rekhmukov with contributions from A. Y. Reznichenko. The building came out ascetic looking, reminiscent of peasant homes in the Russian Far North. Its main façade is a six-column portico with a gable. The columns are faced with red Finnish granite and decorated with copper plating. The columns prop up a massive carved gable with five monumental reliefs on its tympanum, sculpted by Lev A. Kardashev, dedicated to the leading industries of Karelia: land farming (planting and harvesting), forestry, animal farming and fisheries. The sculpted reliefs are rendered more eloquent by the texture and warm chocolate-like tone of the wood, lending the pavilion a particular northern feel. The gable is capped by a carved shield set between a laurel leaf and an open book. This was the mount for a gold-plated bronze emblem of the Karelian Finnish SSR before 1957 (by Boris Orlov). Crowning the pavilion now is an RSFSR emblem, transferred here from the now-defunct pavilion of Russia's central industrialised regions.

The carved door of the pavilion's main entrance was hand-crafted by Nikolai Chizhov. The interlaced fir branches, bird and squirrel images, a frail hand with a fir cone and ornamental decor on the portal complete the Karelian references on the Karelian Finnish SSR Pavilion.

History of Exhibits

The pavilion combined outer asceticism with inner beauty both on the outside and the inside. Such exhibits as carved oak panels, embroidered towels and Karelian landscapes painted by Vasily V. Meshkov, presented a fascinating image of Karelia, its nature and folk culture. Rune Singer, the sculpture by Sergei Konenkov, was the uncontested centrepiece of the pavilion's decor. The sculpture, which is currently in the State Museum of Fine Arts in Karelia, stood in the pavilion's central hall.

The Academy of Sciences of the USSR

The Karelian Finnish SSR was once again redesignated as Karelian Autonomous SSR on 16 July 1956, and made an administrative part of the Leningrad Region. Accordingly, all Karelian exhibits, including the Rune Singer sculpture, were relocated to the building dedicated to Leningrad and the northwest of the RSFSR. The former Karelia pavilion was now ready to receive its next occupant: the Academy of Sciences of the USSR exposition moved in in 1957. When the Exhibition opened for its next season, the exposition's name was shortened to just 'Science'.

The Science Pavilion presented the landmark achievements in science and technology, including cosmonautics, which occupied the first hall. This exposition was the first to introduce the general public to the world's first spacecraft, launched by the Soviet Union on 4 October 1957.

Culture and Customs of the Peoples of the RSFSR

In 1959, the pavilion's subject was changed to Culture and Customs of the Peoples of the RSFSR. The section devoted to painting and folk arts and crafts was a great success with visitors. The exhibits included paintings, prints and sculptures by the finest artists in the Russian Federation as well as the works of artisans' cooperatives and artworks from the Art Fund of the RSFSR.

Mounted on a separate podium by the pavilion's entrance were monumental sculptures by Vera I. Mukhina, Elena A. Yanson-Manizer and other great sculptors of the time.

Pulp & Paper and Timber-Chemical Industry and Soviet Print

In 1964, a new name was emblazoned on the pavilion—Pulp & Paper and Timber-Chemical Industry. In 1967, its specialisation was changed again, this time to Soviet Print. The Soviet Print exposition traced the history of the Soviet printing industry back to the earliest days of Soviet rule. On display were specimen products of all central and local publishers from across the Union.

Apart from books and periodicals, the exhibition featured printing equipment of every description, typecasting machines and the latest technological achievements of the industry.

In 1977, the pavilion hosted the exhibition of the Lithuanian SSR as part of VDNH's massive celebrations of the 60th anniversary of the October 1917 Revolution.

В подборке

Присоединяйтесь к новому образовательному проекту ВДНХ и Билайн. Вебинары, лекции и курсы ждут вас. Подробнее.
Ок

Павильон №67 «Советская печать» (бывший Карело-финской ССР)

Сегодня с 11:00
Описание
История
О месте

Когда построен, кто автор

Павильон построен в 1954 году, архитекторы — Ф. И. Рехмуков, А. Я. Резниченко.
Читать дальше

Смена названия

До 1957 года — «Карело-Финская ССР», в 1957 году — «Академия наук СССР», в 1958 году — «Наука», в 1959–1963 годах — «Культура и быт народов РСФСР», в 1964–1966 годах — «Целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность», далее — «Советская печать».

Статус

Объект культурного наследия федерального значения.

Современное состояние

Открыт для посещения.

Расписание
Пн
Выходной
Вт — Вс
11:00 — 22:00
Контакты
Телефон
E-mail

История создания

Первой экспозицией этого Павильона стала «Карело-Финская ССР», насчитывавшая к 1954 году уже немало лет своей собственной истории. На довоенной Выставке материалы, посвященные Карельской АССР, входили в большой тематический раздел «Ленинград и северо-восток РСФСР», занимавший павильон №64.

31 марта 1940 года КАССР была преобразована в Карело-Финскую ССР. Под экспозицию новой союзной республики потребовалось отдельное здание. Им стал бывший павильон Советской Арктики. Он располагался в глубине озелененного участка в отдалении от площади Колхозов. Этот довольно низкий, одноэтажный павильон выделялся своей центральной частью, главными деталями оформления которой были большой входной портал и модель самолета.

Возведенное в 1937 году под руководством архитектора М. Селезнева здание позже было перестроено по проекту Б. С. Виленского и Г. И. Глушенко. В результате реконструкции павильон получил новый фасад, который стал постаментом для модели самолета. Монументальный характер здания усиливало ребристое остекление, напоминавшее нагромождение льдин. Над входом, во всю высоту фасада, была изображена карта Арктики с отмеченной на ней дрейфующей станцией «Северный полюс» — стоянкой легендарного исследователя этого региона И. Д. Папанина. Окружающая павильон растительность — лишайники, мхи, кустарники, карликовые деревья тундры и т.п. — рассказывала посетителям о суровых природных условиях Севера. С размещением здесь экспозиции Карело-Финской ССР место самолета занял герб республики в окружении знамен, а карту Арктики скрыло большое красное полотнище с выдержкой из закона о преобразовании Карельской АССР в Карело-Финскую ССР на русском и финском языках. 

После закрытия ВСХВ в 1941 году павильон был уничтожен пожаром. На его месте к открытию выставки 1954 г построено одно из летних кафе. Павильон Карело-Финской ССР построен на новом месте, рядом с павильоном «Сибирь».

На послевоенной ВСХВ для экспозиции Карело-Финской ССР был построен павильон по проекту, разработанному Ф. И. Рехмуковым при участии А. Я. Резниченко. Здание получилось строгим, в духе крестьянских домов русского севера. Его главный фасад решен в виде шестиколонного портика с фронтоном. Колонны облицованы красным финским гранитом и украшены накладками из меди. Они поддерживают мощный резной фронтон, в тимпане которого помещено пять монументальных рельефов скульптора Л. А. Кардашева, посвященных основным отраслям народного хозяйства Карелии — земледелию (посевная и уборочная), лесному хозяйству, животноводству и рыболовству. Выразительность скульптурного рельефа подчеркнута фактурой дерева, его теплой шоколадной тональностью, что придает павильону своеобразный северный колорит. Венчает фронтон резной щит, обрамленный лавровым венком и развернутой книгой. До 1957 года на нем держался позолоченный бронзовый герб Карело-Финской ССР (Б. А. Орлов). Сейчас павильон венчает герб РСФСР с фасада несохранившегося павильона центральных промышленных областей России.

Главный вход в здание украшают резные двери работы Н. И. Чижова. Переплетения еловых ветвей, фигурки птиц и белок, изящная ручка с еловой шишкой и орнаментальное оформление портала завершают самобытный образ павильона Карело-Финской ССР.

История экспозиций

Не только внешнее, но и внутреннее оформление павильона отличалось строгостью и художественностью. Дубовые панели, резьба, вышитые полотенца и пейзажная живопись В. В. Мешкова создавали цельную картину Карелии, ее природы и народного творчества. Пожалуй, главным элементом убранства павильона стала скульптура «Рунопевец» С. Т. Коненкова, установленная в центральном зале павильона (сейчас хранится в фондах Государственного музея изобразительных искусств Карелии).

«Академия наук СССР»

16 июля 1956 года было принято решение о переформировании Карело-Финской ССР в Карельскую АССР в составе Ленинградской области. Посвященные Карелии материалы, в том числе скульптура «Рунопевец», теперь демонстрировались в разделе достижений Ленинграда и северо-запада РСФСР. А в залах ее бывшего павильона уже в 1957 году открылась новая экспозиция — «Академия наук СССР», уже в следующем сезоне работы Выставки получившая название «Наука».

Здесь отражались основные достижения в сфере науки и техники, в том числе в области космонавтики, которой был выделен первый зал. Именно эта экспозиция впервые в СССР представила широкой аудитории модель искусственного спутника Земли, запущенного 4 октября 1957 года.

«Культура и быт народов РСФСР»

В 1959-м павильон был посвящен теме «Культура и быт народов РСФСР». Особый интерес вызывал у посетителей раздел изобразительного и декоративно-прикладного искусства, где можно было увидеть произведения живописи, графики, скульптуры лучших мастеров Российской Федерации, а также изделия мастеров художественно-промысловых артелей и художественного фонда РСФСР.

На специальном подиуме у входа в павильон были установлены монументальные произведения В. И. Мухиной, Е. А. Янсон-Манизер и других выдающихся скульпторов.

«Целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность» и «Советская печать»

В 1964 году на здании появилось новое название — «Целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность», а в 1967-м в нем разместилась экспозиция «Советская печать». Она раскрывала историю издательского дела начиная с первых дней советской власти. В павильоне демонстрировались образцы продукции всех центральных и республиканских издательств СССР.

Кроме книг и периодических изданий, посетители Выставки могли ознакомиться здесь с различным полиграфическим оборудованием, буквоотливными машинами и другими новейшими техническими разработками.

В 1977 году в рамках экспозиции ВДНХ СССР в честь 60-летия Октябрьской революции в павильоне была представлена выставка Литовской ССР.

В подборке
Уважаемые гости!

С 28 марта закрыта для посещения вся территория ВДНХ, включая строения и уличные пространства — аллеи, скверы, парк «Останкино» и другие объекты.

О возобновлении обычного графика работы мы сообщим дополнительно.

С заботой о вас.

Команда ВДНХ.